Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа отменил решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ООО «Управляющая компания «Город» (Красноярский край), подтвердив тем самым решения предыдущих инстанций.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против компании по признакам нарушения статьи 16 ФЗ №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в передаче полномочий по представлению интересов МУ «Управление ЖКХ администрации г. Норильска» как собственника помещений на общем собрании собственников помещений в МКД на основании доверенности, инициировании и проведении собраний собственников помещений в многоквартирном доме.
Исходя из содержания выданной компании доверенности (без права голосования), суды двух инстанций пришли к выводам о совершении ООО «УК Город» и МУ «Управление ЖКХ администрации г. Норильска» скоординированных действий, направленных на инициирование, созыв и проведение общих собраний собственников помещений многоквартирных жилых домов *МКД), включающих в себя, в том числе жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности.
Однако данные скоординированные действия, как посчитали суды, имели своей целью реализацию требований Жилищного кодекса РФ; путем выдачи доверенности ООО «УК Город» поручено представлять интересы МУ «Управление ЖКХ администрации г. Норильска» от имени собственника помещений в МКД в целях проведения общих собраний собственников помещений МКД для рассмотрения вопросов повестки дня, определенной МУ «Управление ЖКХ администрации г. Норильска» и прямо названной в выданной доверенности. При этом каких-либо иных полномочий компании не передавалось. В результате проведенных собраний были приняты решения об избрании в качестве управляющей организации ООО «УК Город» и заключены договоры управления МКД. Стороной договора по помещениям, находящимся в муниципальной собственности, выступает администрация г. Норильска. Однако, как установили суды, доказательства зависимости выбранного собственником варианта решения от поведения либо действий ООО «УК Город» в материалах дела отсутствуют, не содержится описания таких обстоятельств и в самом оспариваемом решении ФАС.
Суды не усмотрели, что рассматриваемые действия ООО «УК Город» и МУ «Управление ЖКХ администрации г. Норильска» привели или могли привести к ограничению доступа на товарный рынок или устранению с него других хозсубъектов – управляющих организаций; соответствующих доказательств ФАС представлено суду не было. Кроме того, суды учли ряд других обстоятельств: процент голосов МУ «Управление ЖКХ администрации г. Норильска» от общего числа голосов не являлся предопределяющим принятие решений общим собранием (составлял до 27% от общего числа голосов или от 13% до 46.9% от числа собственников, принявших участие в голосовании); в отчете о состоянии конкуренции не усматривается наличия непосредственно оценки обстоятельств, влияющих на состояние конкуренции на рассматриваемом рынке. ФАС также не указала, каким именно образом связаны действия МУ «Управление ЖКХ администрации г. Норильска» по выдаче доверенности, инициировании ООО «УК Город» проведения в МКД общих собраний собственников помещений и выбор управляющей организации — ООО «УК Город». (Дело № А33-8145/2018)