Арбитражный суд Московского округа оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против АО «ЕВРАЗ НТМК» (Свердловская обл.), подтвердив тем самым решения судов предыдущих инстанций.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против компании по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 №135-ФЗ, выразившегося в установлении, поддержании монопольно высокой цены на колеса для локомотивов в границах РФ.
Статус АО «ЕВРАЗ НТМК» как доминирующего хозяйствующего субъекта на определенном значимом товарном рынке установлен ФАС и подтвержден судебными инстанциями в соответствии с требованиями части 1 статьи 5 №135-ФЗ и составленным ФАС анализом конкуренции на рынке колес для локомотивов диаметром 1058 мм за период с 1 января 2012 года по 31 августа 2016 года.
ФАС установила, что на территории РФ АО «ЕВРАЗ НТМК» являлось единственным производителем колес для локомотивов диаметром 1058 мм и в период с 01 января 2012 года по 31 августа 2016 года занимало долю в размере 100%. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 9 №135-ФЗ АО «ЕВРАЗ НТМК» и ООО «ЕвразХолдинг» входят в одну группу лиц.
ФАС установлено, что в соответствии с представленными письмами АО «ЕВРАЗ НТМК» реализацию металлопродукции производства АО «ЕВРАЗ НТМК», в том числе колес цельнокатаных, на внутренний и внешний рынки осуществляет ООО «ЕвразХолдинг». Судами, на основании договоров комиссии и поручения, заключенных между ООО «ЕвразХолдинг» и АО «ЕВРАЗ НТМК» установлено, что указанные компании, как производитель и реализатор продукции на территории РФ устанавливали и поддерживали монопольно высокие цены в период с 01 января 2013 года по 31 декабря 2015 года. Кроме того, ФАС изучила и проанализировала калькуляции стоимости товара и установила отсутствие экономической обоснованности применяемой цены, поскольку цены на колеса для локомотивов в рассматриваемый период превышали сумму расходов и прибыли, необходимых ООО «ЕвразХолдинг» и АО «ЕВРАЗ НТМК» по делу для производства и реализации этих колес.
ФАС, как установили суды, не выявила наличие экономического, технологического или иного обоснования превышения уровня прибыли (рентабельности), получаемой АО «ЕВРАЗ НТМК» по делу при реализации колес для локомотивов, над уровнем «необходимой» прибыли (рентабельности). При этом установлено, что более высокую прибыль при реализации колес для локомотивов АО «ЕВРАЗ НТМК» по делу получало вследствие установления на данный вид колес более высоких цен по сравнению с ценами на иные виды колес (колес железнодорожных диаметром 957 мм как основного сортамента колесно-прокатного цеха АО «ЕВРАЗ НТМК»).
Примечательно, что ФАС не проанализировала возможность импорта колес, ограничившись констатацией 100% компании по производству. Кроме того, не проведен должный сравнительный анализ рентабельности на сходных (сопоставимых) рынках: ФАС лишь ограничилась констатацией более низких цен на колеса меньшего диаметра.
В этой связи ФАС констатировано, что цена товара является монопольно высокой. При указанных обстоятельствах суды признали выводы ФАС о наличии в действиях АО «ЕВРАЗ НТМК» нарушений пункта 1 части 1 статьи 10 №135-ФЗ в части установления, поддержания монопольно высокой цены, обоснованными. (Дело № А40-36254/2018)