Пятый арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» (г. Москва), подтвердив тем самым решение суда первой инстанции, однако снизил штраф.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против предприятия по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 № 135-ФЗ, выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования. ФАС назначила предприятию административный штраф в размере 495 026,60 рублей. Суд снизил штраф до 389 894,74 рублей.
ФАС было установлено, что ФГУП «Нацрыбресурс» издан приказ от 11.09.2017 № 182 «Об утверждении тарифов на услуги, оказываемые, Северо-Курильским филиалом ФГУМ «Нацрыбресурс». Услуги, тарифы на которые утверждены приказом № 182 входят в перечень услуг, стоимость которых регулируется государством на основании Постановления Правительства РФ от 23.04.2008 № 293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей». Хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность, поименованную в перечне услуг субъектов естественных монополии в портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, утвержденном Постановлением № 293, обязан обратиться в орган регулирования тарифов — ФАС России, который принимает решение о включении указанного субъекта в реестр субъектов естественных монополий и в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется ФАС России. ФГУП «Нацрыбресурс» не представило сведений о совершении действий в области регулирования тарифов. Таким образом, ФГУП «Напрыбрссурс», издав приказ № 182 от 11.09.2017 без обращения в органы тарифного регулирования, нарушило установленный порядок ценообразования.
Судами установлено, что ФГУП «Нацрыбресурс» в морском терминале Северо-Курильск морского порта Невельск осуществляет, в частности, услуги по предоставлению причалов, в том числе: для погрузочно-разгрузочных работ. В целях предоставления указанных услуг посредством использования объектов инфраструктуры порта, предприятие в проверяемый период (с 06.02.2015 (дата заключения договора с ООО «Парамушир-Строй») по 19.01.2018 включительно (дата приказа управления о возбуждении дела и создании комиссии) издавало приказы об утверждении тарифов на оказываемые им услуги, приказы об изменении в ранее изданные приказы. В период проведения проверки действовал приказ от 11.09.2017 № 182, которым установлены тарифы на оказываемые в порту услуги, утверждена типовая форма договора оказания услуг. Вместе с тем, оказание данных услуг в морском порту владельцем транспортной инфраструктуры порта отнесено к услугам и работам, оказываемым субъектом естественной монополии, и находится в сфере ведения и государственного регулирования уполномоченных органов, в связи с чем ФГУП «Нацрыбресурсы», осуществляющее услуги на товарном рынке, находящимся в состоянии естественной монополии, было не вправе самостоятельно устанавливать тарифы на такие услуги. С учетом изложенного суд пришел к выводу о том, что ФАС правомерно установила в действиях ФГУП «Нацрыбресурс» нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. (Дело № А59-7566/2018)