Источник изображения

Арбитражный суд Поволжского округа оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против Администрации муниципального образования город Саяногорск Республики Хакасия, подтвердив тем самым решение судов первой и апелляционной инстанции.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против администрации по признакам нарушения ст.16 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении и реализации соглашения, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке по обращению с отходами на территории города Саяногорска.
Судом установлено, что Департаментом архитектуры, градостроительства и недвижимости города Саяногорска проведен открытый аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, площадью 64 956 кв. м. Право аренды заключалось с целью размещения на земельном участке полигона твердых бытовых отходов (ТБО) IV класса опасности, предназначенного для изоляции и обезвреживания ТБО, который должен гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения муниципального образования г. Саяногорск. По итогам аукциона Департаментом (арендодатель) с победителем – ООО «Финанс» заключён договор аренды земельного участка.
Суд установил, что ООО «Финанс» осуществляло использование переданного ему земельного участка с нарушениями норм действующего законодательства и условий договора аренды, что привело к ограничению доступа на товарный рынок по обращению с отходами на территории города Саяногорска других хозяйствующих субъектов и иным неблагоприятным последствиям. Согласно выводам суда, указанные обстоятельства свидетельствуют об изначальном отсутствии у ООО «Финанс» намерения осуществлять деятельность на условиях, включенных Департаментом в аукционную документацию и условия договора, что привело к необоснованному получению ООО «Финанс» преимуществ перед иными хозяйствующими субъектами при получении земельного участка. Также ООО «Финанс» использовало для складирования отходов в отсутствие правовых оснований иной земельный участок, который в установленном законом порядке не предоставлялся.
Судами также признан доказанным факт бездействия уполномоченных органов местного самоуправления — администрации и Департамента, выразившегося в непринятии мер по пресечению и устранению вышеуказанных нарушений ООО «Финанс». При этом администрация и Департамент располагали сведениями о характере деятельности ООО «Финанс» и её негативных последствиях.
Суд установил, что администрация и Департамент во исполнение возложенных на них обязанностей должны обеспечить на территории г. Саяногорска организацию мероприятий по охране окружающей среды, сбору, вывозу, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, в том числе путем заключения соответствующих договоров с хозяйствующими субъектами, а также контроля их исполнения и принятия соответствующих мер в случае выявления нарушений.
Согласно позиции суда, допущенное администрацией и Департаментом длительное бездействие привело к незаконным действиям (бездействию) хозяйствующего субъекта — ООО «Финанс» на товарном рынке по обращению с отходами, необеспечению надлежащей организации мероприятий по охране окружающей среды, порядка сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования город Саяногорск; непринятию соответствующих мер в сфере сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования город Саяногорск, что, как установлено ФАС, свидетельствует о заключении между вышеуказанными лицами антиконкурентного соглашения, запрещенного статьёй 16 Федерального закона № 135-ФЗ. (Дело № А74-3039/2017)