Источник изображения

Арбитражный суд Московского округа оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ООО «ПромМедЗакупка» (г. Москва), подтвердив тем самым решения предыдущих инстанций. Компания является микропредприятием.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против компании по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 № 135-ФЗ, выразившегося в заключении и реализации антиконкурентного соглашения, которое привело к поддержанию цен на торгах в 360 открытых аукционах в электронной форме
Как и подавляющее большинство выявленных ФАС «картелей», в рассматриваемом деле малый бизнес попался на использовании одного IP-адреса. ФАС идет по пути наименьшего сопротивления, выявляя «картели» с помощью ЕИС www.zakupki.gov.ru, функционал которой теперь позволяет регулятору отслеживать заявки, поданные с одного IP-адреса, с едиными свойствами файлов и т.д. Но на самом деле, на экономию путем использования одного IP-адреса идет только малый и микробизнес. Короли госзаказа на такое не ловятся, и торги, под них «заточенные», остаются вне поля зрения ФАС.
Важны еще два аспекта. Именно ФАС создала «кривую» систему госзаказа в нашей стране с аукционным креном и мелочным процедурным контролем. Частью этой системы являются высокие входные барьеры для участия в закупках (регистрация на электронных площадках, покупка ЭЦП, внесение обеспечения, временные и трудозатраты на то, чтобы разобраться и участвовать в злополучных аукционах и т.д.). И вот когда малый бизнес кооперируется, чтобы минимизировать эти затраты, он получает обвинения в картельном сговоре. Наконец, в данном кейсе малые предприятия делили лоты, поочередно становясь победителями тендеров. Не позволяет ли это поддерживать конкурентную среду? Ведь принцип аукционной системы, придуманной ФАС – победитель получает всё, а остальные должны уйти с рынка и зачастую из бизнеса. Формально нарушая правила кривой реальности, созданной ФАС, компании поддерживают конкурентную среду, оставляя на плаву большее число участников рынка.
Постановлением ФАС компании было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 43 116 840 руб.
По мнению ФАС, между ООО «Проммедзакупка», ООО «Медпролайф», ООО «Медторг», ООО «Инвамед», ООО «Микромед» заключено и реализовано антиконкурентное соглашение, которое привело к поддержанию цен на торгах в 360 аукционах на поставку инструментов и оборудования, используемых в медицинских целях, расходных медицинских материалов, медизделий, кардиостимуляторов для нужд учреждений здравоохранения РФ в 2015 -2017 гг. Нарушение ФАС подтверждает совокупностью доказательств, а именно:
-поведением указанных компаний на торгах, из анализа которого следует, что конкуренты уступали победу в аукционах друг другу, поддерживая максимально возможную цену;
-использованием компаниями одних и тех же IP-адресов при подаче заявок на участие в аукционах, подаче ценовых предложений, а также при подписании контрактов;
-использованием компаниями одинаковых учетных записей при создании и изменении файлов заявок на участие в аукционах;
-осуществлением компаниями подачи заявок на участие в аукционах с минимальной разницей во времени, составляющей не более 60 минут, практически во всех рассматриваемых торах, при том, что срок подачи заявок на участие составляет 7 дней;
-выдачей компаниями доверенностей на право действовать в их интересах, а в частности, получать сертификаты ключей электронных цифровых подписей, представлять интересы в ФАС при рассмотрении дела, одним и тем же лицам;
-материалами, полученными в рамках внеплановых выездных проверок ФАС в отношении ООО «Инвамед» и ООО «Микромед», а именно электронными письмами и документами, свидетельствующими о совместной подготовке ответчиков к участию в торгах и имеющейся между ними договоренности об участии и победе в аукционе заранее определенной компании.
Суд согласился с вышеуказанными выводами ФАС и оставил ее решение в силе. (Дело № А40-279069/2018)