Арбитражный суд Северо-Западного округа оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ООО «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ» (г. Мурманск), подтвердив тем самым решения предыдущих инстанций. Компания является микропредпрятием.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против компании по признакам нарушения статьи 16 № 135-ФЗ, выразившегося в реализации устного антиконкурентного соглашения, которое привело к созданию компании преимущественных условий осуществления предпринимательской деятельности на товарном рынке услуг по разработке территориальных сметных нормативов (ТСН) Мурманской области.
ФАС пришла к выводу, что с 2008 по 2014 год Минрегион России, Госстрой, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Федеральное автономное учреждение «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов», ООО «Госстройсмета», ООО «Стройинформиздат», ООО «Госнорматив», НО «НАСИ» в целях закрепления за НО «НАСИ» и Учреждением исключительных прав на базы данных, содержащие ТСН, предлагали органам исполнительной власти субъектов РФ и подведомственным им учреждениям формы сотрудничества, предусматривающие заключение с НО «НАСИ» договоров на создание баз данных, содержащих ТСН, либо передачу Учреждению полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
ФАС качестве элементов антиконкурентного соглашения выделила передачу в 2009 году Министерством компании полномочий по разработке ТСН Мурманской области, заключение указанными лицами соглашения, по условиям которого компания обязалась безвозмездно привести в соответствие с утвержденной редакцией государственных сметных нормативов на основании программы «Центр-Регион» и осуществлять актуализацию сметно-нормативной базы Мурманской области, а Министерство – оказывать компании содействие в регистрации ТСН и не передавать сметно-нормативную информацию третьим лицам для тиражирования и распечатки. Элементами реализованного компанией и Министерством антиконкурентного соглашения ФАС также считает следующие обстоятельства: проведение закупочных процедур и заключение по их результатам контрактов с компанией на разработку ТСН в 2010 году и изменений к ним в 2012 году уже после фактической разработки ТСН и изменений к ним; получение Министерством от компании разработанных за счет бюджетных средств ТСН Мурманской области в новых редакциях и изменений к ним в форматах, защищенных от печати, копирования; необеспечение Министерством в 2010 — 2016 годах размещения на его официальном сайте ТСН Мурманской области в новых редакциях и изменений к ним в формате, допускающем копирование текста ТСН, его печать.
ФАС установила, что Министерство самостоятельно не разрабатывало ТСН, а привлекало для этих целей исполнителя, определенного по результатам закупочных процедур. В 2010 — 2016 годах разработку ТСН на территории Мурманской области осуществляла компания (правопреемник ЗАО «Региональный Центр Ценообразования в строительстве»). Министерство сообщило Учреждению о возложении функций по формированию ТСН Мурманской области на компанию. Для получения компанией доступа к федеральной эталонной базе с государственными сметными нормативами и программному комплексу «ЦентрРегион» Министерство известило Учреждение о передаче соответствующих функций компании; НО «НАСИ» и компания заключили договор, при этом, как установила ФАС, в рассматриваемый период руководителем НО «НАСИ» и Учреждения являлось одно лицо.
Суды констатировали, что Министерство фактически предоставило компании преимущество в сфере разработки ТСН, а соглашение от 23.03.2010 исполнялось и не прекращало своего действия. Министерство и компания по результатам закупочных процедур заключили госконтракт на разработку ТСН в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности Мурманской области стоимостью 2 280 000 руб. Министерство не представило доказательств опубликования ТСН на его официальном сайте, не представило ФАС сборники ТСН на бумажном носителе, а только на CD-ROM диске. Указанные сборники представляли собой созданные 26.08.2010 в формате pdf документы, которые защищены от печати, копирования фрагментов текста.
ФАС пришла к выводу о разработке ТСН Мурманской области в 2010 году до заключения указанного контракта, что компанией и Министерством не опровергнуто. ФАС констатировала, что Министерство продолжало создавать компании преимущества в сфере разработки ТСН Мурманской области, заключая с ней контракты на совершенствование ТСН на 495 000 руб., 450 000 руб., 1 500 000 руб., 2 300 000 руб. При этом ФАС указала, что иные участники запроса котировок в отличие от компании не имели доступа к ТСН Мурманской области в редакции 2010 года в электронном виде. По результатам открытого конкурса компания и Министерство 15.05.2015 заключили госконтракт на выполнение работ по совершенствованию территориальной базы сметных нормативов Мурманской области в сфере ценообразования в 2015 году.
В рамках исполнения контракта от 15.05.2015 разрабатывались ТСН, которые фактически находились на согласовании в Учреждении, а ТСН, полученные по акту приема-передачи от 24.11.2015, на согласование в уполномоченные органы не направлялись. Суды пришли к выводам о том, что проведенные Министерством соответствующие закупочные процедуры и заключенные по их результатам контракты не были связаны с существующей потребностью в разработке и изменении ТСН, поскольку Министерство располагало необходимой документацией, при этом в некоторых случаях еще до заключения соответствующих контрактов. Министерство создавало такие условия исполнения контрактов, при которых выполнить их могла только указанная компания, а для остальных хозсубъектов это было бы затруднительным с учетом кратчайших сроков исполнения контрактов. Судами установлено, что Министерство заключало с компанией контракты на разработку и изменение ТСН, когда фактически данные работы уже были выполнены, а в закупочных документах не указано, в каком порядке хозсубъекты могли получить бесплатный доступ к ТСН Мурманской области для выполнения соответствующих работ. (Дело № А42-4335/2018)