Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ООО «Гарант» (г. Челябинск), подтвердив тем самым решение суда предыдущей инстанции. ООО «Гарант» является малым предприятием.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против ООО «Гарант» по признакам нарушения пунктов 1, 3 части 1 статьи 11 №135-ФЗ, выразившегося в разделе рынка оказания услуг по эксплуатации электрических установок, по техническому, аварийному и диспетчерскому обслуживанию инженерных сетей муниципальных образовательных организаций г. Челябинска, а также к поддержанию цены на указанные услуги. ООО «Гарант» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.32 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 1 530 998,25 рублей.
Муниципальные образовательные организации г. Челябинска в период 2014-2015 годов заключали договоры оказания услуг по эксплуатации электрических установок, по техническому, аварийному и диспетчерскому обслуживанию инженерных сетей, минуя конкурентные процедуры, посредством заключения договоров с единственным поставщиком: ООО «Мастер-Сервис», ООО «Мастер-Комфорт» или ООО «Гарант».
На основании проведенного ФАС анализа состояния конкуренции на рынке эксплуатации электрических установок муниципальных образовательных организаций г. Челябинска по итогам 2015 года и первого квартала 2016 года, было установлено, что ООО «Гарант», ООО «Мастер- Комфорт» и ООО «Мастер-Сервис» осуществляют деятельность на одном товарном рынке, следовательно, являются конкурентами. Продуктовыми границами рынка является: эксплуатация электрических установок муниципальных образовательных организаций. Географическими границами — территория г. Челябинска.
ООО «Мастер-Сервис», ООО «Мастер-Комфорт» и ООО «Гарант», хотя и являются конкурентами на рынках оказания услуг по эксплуатации электрических установок и оказания услуг по техническому, аварийному, диспетчерскому обслуживанию инженерных сетей муниципальных образовательных учреждений г. Челябинска. Между тем, установив одну цену, фактически отказались от конкурентной борьбы за соответствующий рынок, что подтверждается пояснениями и коммерческими предложениями.
ФАС установила, что в помещениях ООО СК «Дельта» находятся документы ООО «Мастер-Сервис», ООО «Мастер- Комфорт» и ООО «Гарант», в том числе, имеющие отношение к оказанию услуг по техническому, аварийному и диспетчерскому обслуживанию инженерных сетей и эксплуатации электрических установок.
ФАС установила, что ООО «Мастер-Сервис», ООО «Мастер-Комфорт» и ООО «Гарант» осуществляют круглосуточное диспетчерское обслуживание. То есть обеспечивают круглосуточный прием заявок от образовательных организаций г. Челябинска по одному номеру телефона: 225-00-51.Это свидетельствует об использовании конкурентами единой диспетчерской службы, использование которой самостоятельными субъектами гражданского оборота возможно только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели. Однако, коммерческие организации в аналогичных ситуациях, конкурируя между собой, не действуют в интересах друг друга.
По мнению суда, вина ООО «Мастер-Сервис», ООО «Мастер-Комфорт» и ООО «Гарант» выражается в том, что у обществ имелась возможность оказывать услуги по эксплуатации электрических установок, и услуги по техническому, аварийному и диспетчерскому обслуживанию инженерных сетей муниципальных образовательных организаций г. Челябинска на принципах добросовестности, открытости, соперничества. Однако, ООО «Мастер-Сервис», ООО «Мастер- Комфорт» и ООО «Гарант» не предприняли мер для оказания соответствующих услуг на названных принципах. А направленность их действий свидетельствует о намеренном совершении указанных противоправных действий. Доказательства, свидетельствующих о принятии ООО «Мастер-Сервис», ООО «Мастер-Комфорт» и ООО «Гарант» всех зависящих от них мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых антимонопольным законодательством предусмотрена ответственность, отсутствуют. (Дело № А76-6032/2017)