Арбитражный суд Московского округа оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против Комитета государственного заказа Ленинградской области, подтвердив тем самым решения судов предыдущих инстанций.
Во всех развитых странах именно конкурс, наряду с конкурентными переговорами и запросом предложений, является главным способом закупки. Только в России ФАС и ее руководитель Игорь Артемьев создали систему госзакупок с аукционным креном и везде стараются навязать госзаказчикам проведение аукциона.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против Комитета по признакам нарушения части 1 статьи 17 №135-ФЗ, выразившегося в выборе в качестве способа закупки открытою конкурса, вопреки требованиям законодательства об осуществлении госзакупок; в установлении нестоимостного критерия оценки заявок «Квалификация участников закупки».
Суды установили, что ООО «Вига-65» обратилось в ФАС с заявлением в отношении действий комитета и ГБУЗ Ленинградской области «Всеволожская клиническая межрайонная больница» при проведении открытого конкурса на заключение договора оказания услуг по предоставлению во временное пользование надлежащим образом обработанного мягкого инвентаря для нужд медицинских учреждений.
При этом ФАС пришла к выводу о том, что при проведении закупки комитет определил ее предмет как позволяющий проводить закупочную процедуру в форме открытого конкурса, хотя в рамках исполнения контракта его исполнитель, прежде всего, оказывает услуги, соответствующие коду, избрание которого предопределяет форму закупочной процедуры – аукцион. Также комитет и больница использовали критерий оценки заявок «Квалификация участников закупки», выраженный в показателе «Опыт участника», который зависит от суммарной стоимости успешно выполненных контрактов по аналогичным закупкам за последние три года до даты окончания подачи заявок на участие в спорной закупке, в отсутствие максимального предельного значения по данному критерию. Эти действия комитета и больницы, как признала ФАС, создали преимущества для крупных участников рынка и привели к ограничению конкуренции на рынке услуг по обработке (стирке, сушке/глажке) мягкого инвентаря при проведении торгов.
Суды, заключили, что основные действия, которые следует совершить исполнителю государственного контракта – услуги, связанные со стиркой и чисткой белья учреждения. То обстоятельство, что услуги, оказываемые в рамках исполнения госконтракта, по своей правовой природе носят комплексный и многокомпонентный характер, как указали суды, не опровергает их основной цели, и то обстоятельство, что часть такого инвентаря в процессе исполнения госконтракта может заменяться на новый, не позволяет говорить об основном предмете торгов как о праве заключения договора на закупку (поставку) такого инвентаря. В связи с этим суды согласились с доводами ФАС. (Дело № А40-69496/2019)