Источник изображения

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ООО «Аверс НК» (Кемеровская обл.), подтвердив тем самым решения судов предыдущих инстанций. Компания является микропредприятием.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против компании по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 №135-ФЗ, что выразилось в заключении антиконкурентного соглашения, выразившееся в поддержании цены на торгах. Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее – управление, антимонопольный орган) от 01.02.2019 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере 3 994 720 руб.
Как и в подавляющем большинстве случаев, в рассматриваемом деле ФАС пошла по пути наименьшего сопротивления, выявив «картель» микробизнеса. Именно ФАС создала «кривую» систему госзаказа в нашей стране с аукционным креном и мелочным процедурным контролем. Частью этой системы являются высокие входные барьеры для участия в закупках (регистрация на электронных площадках, покупка ЭЦП, внесение обеспечения, временные и трудозатраты на то, чтобы разобраться и участвовать в злополучных аукционах и т.д.). И вот когда малый бизнес кооперируется, чтобы минимизировать эти затраты, он получает обвинения в картельном сговоре. Принцип аукционной системы, придуманной ФАС – победитель получает всё, а остальные должны уйти с рынка и зачастую из бизнеса. Формально нарушая правила кривой реальности, созданной ФАС, компании поддерживают конкурентную среду, оставляя на плаву большее число участников рынка.
ФАС выявила 112 аукционов, непосредственно торги по которым состоялись в период с 25.08.2014 по 09.10.2017 на поставку медоборудования и аппаратуры, двигателя к медоборудованию, медизделий и расходных материалов, химических и биохимических реактивов, реагентов, расходных материалов для лабораторий и отделений, услуг по аренде рентгенодиагностического цифрового комплекса, запчастей к моечно-дезинфицирующему оборудованию и биохимического анализатора, лабораторного оборудования, тест-систем, панелей сывороток.
ООО «Сибновомед», ООО «Альянс Фарм», ООО «Аверс НК», ООО «Аверс-Медикал», ООО «Медальянс», ООО «Медальянс НК» использовали следующую модель поведения: на участие в торгах подавали заявки 2 из перечисленных хозсубъекта и в случае допуска обоих по результатам рассмотрения первых частей заявок и при отказе в допуске, отсутствии других участников либо при наличии одного неактивного участника, не подающего ценовых предложений, данные хозсубъекты подавали ценовые предложения, снижавшие НМЦК не более чем на 1%.
Таким образом, как и в подавляющем большинстве случаев ФАС вообще не исследует цены госконтрактов на предмет их соответствия рыночным ценам. Единственное, на что смотрит ФАС при доказательстве сговора – процент падения цен по госконтрактам от (зачастую взятой взятой с пололка) НМЦК.
Данные факты, по мнению ФАС, свидетельствуют об отсутствии конкурентной борьбы между такими участниками, поскольку, не делая ценовых предложений и, заключая контракт по результатам торгов по начальной цене, либо делая ценовые предложения на снижение НМЦК не более чем на 1% ООО «Сибновомед», ООО «Альянс Фарм», ООО «Аверс НК», ООО «Аверс-Медикал», ООО «Медальянс», ООО «Медальянс НК» создавали лишь видимость конкурентной борьбы, тем самым поддерживая цены на торгах. Данные выводы ФАС подтверждает тем фактом, что на торгах, в которых принимали участие иные хозсубъекты, помимо указанных компаний, снижение НМЦК достигало существенных значений, при этом участники таких аукционов, из числа входящих в соглашение компаний, делали ценовые предложения. значительно снижающие НМЦ. ФАС также установлено, что перечисленные выше хозяйствующие субъекты при участии в Аукционах использовали один IP-адрес.
По мнению ФАС, использование единого исполнителя – ООО «ОПЦ «Тендер», всеми участниками соглашения для участия в торгах, может свидетельствовать о наличии связи между участниками, поскольку выбор хозсубъекта, оказывающего услуги по подготовке и участию в закупках не зависит от местонахождения такого лица, поскольку данные услуги могут оказываться дистанционно, тем более в рассматриваемой ситуации, поскольку торги проводились в электронной форме. Однако все компании выбрали именно ООО «ОПЦ «Тендер» для оказания данных услуг.
Кроме того, совместная подготовка к участию в торгах подтверждается тем фактом, что участниками картеля предлагались идентичные к поставке товары. Такие действия возможны только в случае реализации достигнутых договоренностей и указывают на признаки сговора. (Дело № А27-3247/2019)