Источник изображения

Арбитражный суд Московского округа оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ООО «Камский кабель» (г. Пермь), подтвердив тем самым решение суда предыдущей инстанции.
Это дело является очередным свидетельством двойных стандартов ФАС под руководством Игоря Артемьева. Защищая интересы отечественных и иностранных олигархов, Артемьев проводит целенаправленную политику на уничтожение российской промышленности и ИТ-сектора. В рассматриваемом ниже деле ФАС обвинила кабельные предприятия в сговоре против… «Роснефти». Любому знакомому с российскими реалиями становится дальше объяснять ничего не нужно. Напомним только, что саму «Роснефть» ФАС тоже временами штрафует за нарушения при закупках – аж на 5 тыс. рублей. При этом малый бизнес и микропредприятия постоянно получают многомиллионные штрафы.
Предприятия кабельной промышленности взаимодействуют по реализации продукции в основном с госкомпаниями и другими крупными участниками рынка. А это значит, что им приходится вести свою работу с минимальной прибылью. При этом необходимо отметить, что после развала Советского Союза, эти предприятия сами без участия государства проводили неоднократное перевооружение технологическим оборудованием мирового уровня, а также ведут активную деятельность по разработке и внедрению новых типов кабельных изделий. Это можно наблюдать в соответствующих профильных изданиях в том числе в техническом справочнике «Кабели, провода, материалы для кабельной индустрии».
В связи со сложившейся ситуацией, предприятия возлагают надежду на защиту своих интересов на Федеральную антимонопольную службу (ФАС) при проведении закупочных процедур. Так как кабельные заводы периодически сталкиваются с нарушениями со стороны заказчиков в части необоснованных отказов в допуске, выдвижение необоснованных требований, жестких условий поставок и т.д. Если провести анализ решений ФАС по поданным жалобам со стороны кабельных заводов, то можно увидеть, что такие структуры как ПАО «Россети», ГУП «Московский метрополитен», ПАО «МОЭСК», ОАО «РЖД» и другие не понесли особых наказаний за выявленные ведомством нарушения, а те закупочные процедуры на которых были выявлены нарушения не были отменены или судебные инстанции посчитали доводы предприятий неубедительными.
Но при этом в результате рассмотрения жалобы на кабельные заводы НК «Роснефть», ФАС провела расследование и вынесла жесткое решение о признании АО «Кабельный завод «Кавказкабель», ОАО «РОССКАТ», ООО «Холдинг Кабельный Альянс», ООО «Камский кабель», ОАО «НП «Подольсккабель», АО «Уралкабель», АО «Сибкабель» нарушившими п. 1 и 3 ч. 1 ст. 11 135-ФЗ, что выразилось в заключении соглашения между хозсубъектами-конкурентами, которое привело к установлению и поддержанию цен, разделу товарного рынка по объему продажи товаров, ассортименту реализуемых товаров и составу продавцов, и участии в данном соглашении. Но при этом сами предприятия заключили соглашение для того, чтобы противостоять нефтяной компании, которая диктовала свои условия в условиях роста валютного курса и соответственно цен на материалы, и избежать убытков на торгах.
Тем самым заводы не учли антимонопольного законодательства и ФАС воспользовалась этим. После возбуждения дела сотрудники ведомства изъяли протоколы согласительных совещаний при выездной проверке предприятий, которые содержали «живые» подписи должностных лиц заводов. Данные документы как раз и послужили основой для доказывания картельного сговора. Результатом этого дела явилось кроме мер административного и уголовного характера в отношении юрлиц и физлиц, слабая позиция предприятий при поставках погружных кабелей нефтяным компаниям.
Рассматриваемый кейс начался с того, что ФАС возбудила дело против ООО «Камский кабель» по признакам нарушения пунктов 1 и 3 части 1 статьи 11 № 135-ФЗ, выразившегося в заключении соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, которое привело к установлению и поддержанию цен, разделу товарного рынка по объему продажи товаров, ассортименту реализуемых товаров и составу продавцов, и участии ООО «Камский кабель» в данном соглашении. Также ООО «Камский кабель» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.32 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 10 852 520,94 руб.
В ходе проведения внеплановой выездной проверки ООО «Камский Кабель» на рабочем столе начальника группы «Нефть» отдела по работе с ключевыми клиентами ООО «Камский кабель» Погребнова Д. А. обнаружен Протокол совещания (собрания) представителей АО «Кабельный завод «Кавказкабель», ОАО «РОССКАТ», ООО «Холдинг Кабельный Альянс», ООО «Камский кабель», ОАО «Народное предприятие «Подольсккабель».
Судом установлено, что в условиях отсутствия «желаемого» экономического эффекта, обусловленного невозможностью максимизации прибыли за счет увеличения объемов производства, участники соглашения. В том числе ООО «Камский кабель», согласно тексту протокола, достигли договоренностей, свидетельствующих об отказе организаций от конкурентного поведения и заключении антиконкурентного соглашения.
Для достижения упомянутых выше «ориентировочных» объемов продаж участникам соглашения требовалось участие в закупочных процедурах основных потребителей нефтепогружного кабеля, в связи с чем участники соглашения, включая ООО «Камский кабель», в рамках проведенного совещания (собрания) приняли решение о разделе закупок 3 крупнейших российских нефтедобывающих компаний, закрепив в протоколе условия указанных разделов.
В рамках раздела закупочной процедуры ООО «Башнефть-Добыча» (открытый запрос цен в электронной форме) № БНД-0088-14 от 20.03.2014 на поставку нефтепогружного кабеля для УЭЦН в 2014 году участники соглашения, в том числе ООО «Камский кабель», как и в предыдущем случае, направляли «администратору» раздела закупки Ершову Денису Владимировичу для согласования ценовые предложения до их отправки заказчику. Для отграничения ценовых предложений назначенных (согласованных) «победителей» закупки и «проигравших» организаций применяли наценки примерно в 4 — 6 %, что подтверждается электронной перепиской.
В качестве товарного рынка, на раздел которого и на установление или поддержание цен на котором было направлено антиконкурентное соглашение, ФАС в решении от 15.06.2016 по делу № 1-11.1-37/00-22-15 о нарушении антимонопольного законодательства определила товарный рынок реализации нефтепогружного кабеля (за исключением высокотемпературного нефтепогружного кабеля с длительно допустимой температурой нагрева жил кабеля от 200 С и выше).
По мнению суда, участники соглашения, включая ООО «Камский кабель», реализуя соглашение, осознавали, что совершают противоправные действия и квалифицировали их как участие в картеле, то есть в антиконкурентном соглашении, о чем, в частности, свидетельствует наименование одного из файлов, обнаруженных в ходе внеплановой выездной проверки АО «КЗ «Кавказкабель» («цена для подачи от картелях»). (Дело № А40-125221/2017)