Арбитражный суд Северо-Кавказского округа оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия, отменив тем самым решение суда первой инстанции.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против министерства по признакам нарушения п. 4 ст. 16 № 135-ФЗ, выразившегося в осуществлении согласованных действий по привлечению третьих лиц (подрядчиков, исполнителей) к выполнению в 2015 году государственного задания комплекса лесохозяйственных работ, обеспеченного финансированием из бюджета Республики Калмыкия, тем самым предоставив последнему преимущества в осуществлении предпринимательской деятельности и ограничения доступ к исполнению таких работ, услуг неопределенного круга лиц (потенциальных подрядчиков, исполнителей).
Приказом Министерства от 15.01.2015 №16/1 утверждено государственное задание на 2015 год. Приложением к приказу предусмотрены следующие виды работ: по разделу 1 (охрана лесов от пожаров) — устройство противопожарных минерализованных полос, уход за ними, культивация; по разделу 3 (воспроизводство лесов и лесоразведение) — законченная подготовка почвы под лесные культуры (подъем паров, бронирование почвы, культивация и перепашка), уход за лесами (рубка деревьев, омоложение кустарников).
16.03.2015 между Министерством и АУ РК «Калмлес» было заключено соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания по выполнению комплекса лесохозяйственных мероприятий в 2015 году. Соглашением предусмотрена обязанность Министерства перечислять АУ РК «Калмлес» из бюджета Республики Калмыкия субсидию в соответствии с утвержденным графиком. Общая сумма субсидии составляет 39 099 400 рублей 00 копеек. В целях исполнения государственного задания АУ РК «Калмлес» были заключены 15 договоров подряда.
По мнению суда, в нарушение статьи 19 ЛК РФ АУ РК «Калмлес» не приступило к исполнению утвержденного для него государственного задания, а привлекло для этой цели на договорной основе третьих лиц (подрядчиков, исполнителей). При этом уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ подрядчик, посредствам процедур, предусмотренных статьей 24 №44-ФЗ не определялся, подрядчики (исполнители) определены учреждением самостоятельно.
По мнению суда, привлечение третьих лиц (подрядчиков, исполнителей) к выполнению государственного задания, обеспеченного финансированием из бюджета Республики Калмыкия, свидетельствует о предоставлении АУ РК «Калмлес» преимущества в осуществлении предпринимательской деятельности и ограничивает доступ к исполнению таких работ, услуг неопределенного круга лиц (потенциальных подрядчиков, исполнителей).
Между тем, министерство доводя до АУ РК «Калмлес» государственное задание в 2015 году заведомо знало, что АУ РК «Калмлес» не исполнит самостоятельно данное задание, ввиду отсутствия необходимых мощностей (рабочих, машинной техники), так как на балансе АУ РК «Калмлес» согласно Распоряжению Правительства РК от 26.08.2014 №259-рг имеется лишь автогараж и одноквартирный кордон.
Однако, Приказом министерства от 15.01.2015 № 16/1, государственное задание довело до исполнителя- АУ РК «Калмлес» и в целях его исполнения АУ РК «Калмлес» привлекло на прямую без осуществления отбора в соответствии с требованиями №44-ФЗ третьих лиц (подрядные организации, подрядчики). (Дело № А22-541/2017)