Источник изображения

Третий арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ООО «Иланская сетевая компания» (Красноярский край), подтвердив тем самым решение суда первой инстанции.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против ООО «ИлСК» по признакам нарушения п. 4 ст. 16 № 135-ФЗ, выразившегося в заключении антиконкурентного соглашения о передаче ООО «Иланская сетевая компания» в приоритетном порядке муниципального имущества системы теплоснабжения, реализованного путем заключения договора от 08.08.2017 о передаче прав по концессионному соглашению от 22.12.2016 №1, в том числе прав на муниципальные объекты теплоснабжения (тепловые трассы), расположенные на территории муниципального образования г. Иланский в нарушение требований статьи 42 Закона о концессионных соглашениях, что обеспечило приоритетный доступ ООО «Иланская сетевая компания» на рынок теплоснабжения г. Иланский.
Между муниципальным казенным учреждением (МКУ) «По управлению муниципальным имуществом и выполнению муниципального заказа» (концендентом) и ООО «КТО «Магистраль Плюс» (концессионером) по результатам проведенного конкурса заключено концессионное соглашение № 1, согласно которому концессионер обязуется за свой счет реконструировать имущество, право собственности на которое принадлежит концеденту, и осуществлять передачу, распределение тепловой энергии с использованием объекта соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.
Распоряжением администрации г. Иланский согласована перемена лиц по концессионному соглашению с ООО «КТО «Магистраль Плюс» на ООО «Иланская Сетевая Компания». Между ООО КТО «Магистраль Плюс» (сторона 1), ООО «Иланская сетевая компания» (сторона 2) и учреждением (сторона 3) заключен договор о передаче прав по концессионному соглашению, согласно которому с согласия стороны 3 сторона 1 передает, а сторона 2 принимает на себя в полном объеме права и обязанности по концессионному соглашению.
В адрес ФАС поступило обращение ООО «ИлСК» с жалобой на действия ОАО «РЖД», выразившиеся в отказе от заключения договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя в горячей воде и поставку тепловой энергии по причине наличия действующего договора по передаче тепловой энергии от 21.07.2017 № 2495292, заключенного с ООО «КТО «Магистраль Плюс». В результате анализа информации, представленной ООО «Иланская сетевая компания», ФАС пришла к выводу о том, что договор о передаче прав по концессионному соглашению заключен с нарушением требований части 7 статьи 42 Закона о концессионных соглашениях, что повлекло нарушение Закона о защите конкуренции. Согласно выводам ФАС, договор о передаче прав по концессионному соглашению на муниципальные объекты теплоснабжения (тепловые трассы), заключенный без проведения конкурсных процедур, является антиконкурентным соглашением. ФАС признал отсутствие правовых оснований для заключения данного договора.
Суд, соглашаясь с выводами ФАС, отметил, что пункт 1 части 7 статьи 42 Закона о концессионных соглашениях, запрещающий передачу концессионером прав владения и (или) пользования объектами, передаваемыми концессионеру по концессионному соглашению, является специальной нормой по отношению к части 2 статьи 5 данного Закона, поэтому в случае передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения подлежит применению запрет, установленный пунктом 1 части 7 статьи 42 Закона о концессионных соглашениях.
Суд также поддержал позицию ФАС о том, что рынок получения права владения и (или) пользования муниципальным имуществом на территории муниципального образования г. Иланский является конкурентным среди покупателей данного права. Предоставление указанного права обусловливает получение покупателем возможности доступа на рынок теплоснабжения г. Иланский. Таким образом, действия ООО «КТО «Магистраль Плюс», ООО «Иланская сетевая компания» и учреждения по заключению договора о передаче прав по концессионному соглашению на муниципальные объекты теплоснабжения (тепловые трассы) обеспечили приоритетный доступ ООО «Иланская сетевая компания» на рынок теплоснабжения г. Иланский.
Согласно позиции суда, передача прав на муниципальное имущество хозяйствующему субъекту без проведения торгов препятствует развитию конкуренции, ущемляет интересы иных хозяйствующих субъектов, желающих получить такие права на муниципальное имущество. Введение ограничения прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров на соответствующем товарном рынке оказывает влияние на состояние конкурентной среды и, соответственно, влечет негативные последствия в виде ограничения, недопущения либо устранения конкуренции. (Дело № А33-1477/2018)