Арбитражный суд Дальневосточного округа оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ООО «Фортемед» (г. Хабаровск), подтвердив тем самым решения судов предыдущих инстанций. Компания является микропредприятием.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против компании по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 и пункта 4 статьи 16 №135-ФЗ, выразившегося в заключении антиконкурентного соглашения между хозсубъектами-конкурентами и участия в нем, которое привело к поддержанию цен на торгах. ФАС вынесла постановление о назначении компании административного наказания в виде штрафа в размере 684 770 руб.
Судами установлено, что Управлением здравоохранения Правительства Еврейской автономной области в период с сентября 2014 года по декабрь 2014 года опубликованы извещения совместно с аукционной документацией о проведении 18 аукционов на поставку медицинского оборудования для ОГБУЗ «Онкологический диспансер». В каждом из названных аукционов представлены 2 заявки (от АО «ТД «Медтехника» и от ООО «Фортомед»), допущенные к участию. Победителем всех аукционов признано АО «ТД «Медтехника», с которым впоследствии заключены государственные контракты, полностью исполненные в дальнейшем.
Суды пришли к выводу о том, что АО «ТД «Медтехника» и ООО «Фортемед», являясь конкурентами как лица, осуществляющие однородные виды деятельности по реализации медицинского оборудования (техники), заключили соглашение, которое привело к поддержанию максимально высокой цены. При этом участники были осведомлены о действиях друг друга, действовали согласовано и в общих интересах.
Так, ФАС было установлено, что для подачи заявок, ценовых предложений АО «ТД «Медтехника» и ООО «Фортемед» постоянно использовали только один IP-адрес, единую инфраструктуру, включающую единую телефонную связь и место фактического расположения. Менеджер АО «ТД «Медтехника» оказывал услуги в виде посредника при участии ООО «Фортомед» в ходе аукциона наряду с АО «ТД «Медтехника», делал аукционные шаги как в пользу одного, так и в пользу другого общества. О том, кто должен стать победителем того или иного аукциона, его заранее извещал директор АО «ТД «Медтехника». При этом, компании договаривались о том, что первым шаг делает ООО «Фортомед», затем АО «ТД «Медтехника» которое и должно выиграть. Суды пришли к выводу о том, что все аукционы прошли в отсутствие конкурентной борьбы и с минимальным снижением цены. АО «ТД «Медтехника» и ООО «Фортемед» при участии в аукционах действовали в интересах друг друга, обменивались информацией, осуществляли координацию по подготовке заявок, при участии в аукционах реализовывали единую стратегию поведения.
Также суды признали Управление здравоохранения, АО «ТД «Медтехника» и ООО «Фортемед» нарушившими пункт 4 статьи 16 №135-ФЗ. В обоснование данного вывода ФАС сослалась на пояснения Министерства здравоохранения, согласно которым технические условия для включения в аукционную документацию по поставке медоборудования для ОГБУЗ «Онкологический диспансер» разрабатывались самим ОА «ТД «Медтехника», что свидетельствует о доступе сотрудников компании к информации, находящейся в ведении Управления здравоохранения, скоординированности действий участников, создании преимущественных условия для участия АО «ТД «Медтехника» в аукционах. Управлением здравоохранения проводились переговоры и координировались действия с АО «ТД «Медтехника» во время проведения аукционов. Соглашение между Управлением здравоохранения и компаниями подтверждают также и материалы, представленные УФСБ России по ЕАО: справки меморандумы по результатам проведенного оперативно-розыскного мероприятия «Наблюдение» и «Прослушивание телефонных переговоров», протоколы допроса свидетелей, оптический диск, содержащий файлы (фонограммы). Таким образом, суд пришел к выводу о наличии спорного соглашения и его направленности как на повышение цен и ограничение доступа на товарный рынок, так и на устранение с рынка других хозяйствующих субъектов. (Дело № А16-972/2018) (Дело № А73-19451/2018).