Арбитражный суд Северо-Западного округа оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ООО «Строительная компания Феникс» (г. Санкт-Петербург), отменив тем самым решение судов предыдущих инстанций. Компания является малым предприятием.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против компании по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 №135-ФЗ, выразившегося в заключении и участии в антиконкурентном соглашении, которое привело к поддержанию цен на семи торгах на право заключения госконтрактов на выполнение работ по обустройству участков автодорог Республики Карелия. Участниками указанных аукционом являлись ООО «Стройэнерго» и ООО «СК Феникс», а также иные хозсубъекты.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о незаконности решения ФАС, при этом исходили из того, что указанные компании образуют одну группу лиц, в период проведения рассматриваемых торгов находились под прямым контролем одного лица (Крот С.В.), в связи с чем на действия указанных лиц не распространяются запреты, предусмотренные частью 1 статьи 11 №135-ФЗ. При этом суды установили наличие договоренности между компаниями по поводу подлежащих совершению на торгах действий в интересах друг друга, для достижения единой цели – заключения госконтрактов по наиболее выгодной цене, что привело к устранению состязательности и заключению контрактов по максимальной цене (снижение начальной цены на 0,5%, 2%).
Однако кассационная инстанция сочла решение ФАС законным. Указанные конкурсы, проводились в следующие даты: 24.08.2015, 31.08.2015, 17.04.2017. По состоянию на 24.08.2015 корпоративная структура ООО «СК Феникс» выглядела следующим образом: доля в размере 50% принадлежала ООО «Стройэнерго», доля в размере 50% принадлежала умершей 13 августа 2014 года Самариной Н.Н. На момент участия в торгах 24.08.2015 и 31.08.2015 ее доля не была никем унаследована. Наследник Самарина О.Н. была зарегистрирована в качестве второго участника ООО «СК Феникс» 20.10.2015. При указанном положении кассация сочла ошибочным вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что в рассматриваемый период ООО «СК Феникс» и ООО «Стройэнерго» входят в подконтрольную группу лиц.
Судами установлено и не оспаривается компанией, что при проведении торгов в 2015 г. между ООО «Стройэнерго» и ООО «СК Феникс» было заключено устное антиконкурентное соглашение, достигнутое по их взаимному согласию. Его исполнение подтверждают следующие обстоятельства: одновременное использование участниками аукционов одного и того же IP-адреса при подаче заявок и участии в торгах; формирование документов для участия в аукционах одним и тем же лицом; наличие между ними устойчивых связей; использование определенной модели поведения на торгах (при совместном участии в торгах создавали видимость конкурентной борьбы, минимально снижая НМЦК на 0,5%) взаимное получение экономической выгоды при заключении контрактов по наиболее высокой цене. Реализация участниками антиконкурентного соглашения привела к устранению состязательности и добросовестной конкуренции в вышеназванных аукционах.
В период проведения торгов в 2017 г. в связи с выходом из состава участников компании Самариной О.Н., корпоративная структура ООО «СК Феникс» выглядела следующим образом: директором ООО «СК Феникс» является Сорокин Д.И., размер доли учредителя общества ООО «Стройэнерго» составляет 50%. Доля, принадлежащая ООО «СК Феникс», — 50%. Директором ООО «Стройэнерго» является Крот С.В., единственный учредитель общества — Крот В.И.
Суды указали, что с 11.02.2016 доля ООО «Стройэнерго» в размере 50% уставного капитала ООО «СК Феникс» давала право 100% голосования при принятии управленческих решений. Следовательно, в период с 11.02.2016 по май 2017 года ООО «Стройэнерго» и ООО «СК Феникс» являлись группой лиц. С учетом изложенного следует признать правильной произведенную Управлением квалификацию действий ООО «Стройэнерго» и ООО «СК Феникс» при проведении торгов в 2015 г. как нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Закона № 135-ФЗ. (Дело № А26-13522/2018)