Первый арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против Конаковой А.А (Республика Марий Эл), подтвердив тем самым решение суда первой инстанции. Уже никого не удивляют многочисленные дела о сговорах микропредприятий и ИП, выявляемые ФАС. Теперь всё чаще в картельных сговорах ФАС обвиняет физлиц, даже не имеющих статуса ИП
Началось с того, что ФАС возбудила дело против предпринимателя по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 №135-ФЗ, что выразилось в заключении антиконкурентного соглашения при проведении аукциона в электронной форме
Как и подавляющее большинство выявленных ФАС «картелей», в рассматриваемом деле ИП попался на использовании одного IP-адреса. ФАС идет по пути наименьшего сопротивления, выявляя «картели» с помощью ЕИС www.zakupki.gov.ru, функционал которой теперь позволяет регулятору отслеживать заявки, поданные с одного IP-адреса, с едиными свойствами файлов и т.д. Но на самом деле, на экономию путем использования одного IP-адреса идет только малый и микробизнес. Короли госзаказа на такое не ловятся, и торги, под них «заточенные», остаются вне поля зрения ФАС.
15.06.2018 Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации г. Йошкар-Ола объявлен электронный аукцион на выполнение работ по сносу объектов недвижимости с начальной (максимальной) ценой контракта (НМЦК) 1 422 017, 33 руб. На участие в аукционе было подано 5 заявок: ООО «Альта», Конаковой Анастасии Александровны, индивидуального предпринимателя Архипова Валерия Эриковича, ООО «Алснаб», ООО «Антикор Строй Групп». Все участники допущены к участию в аукционе.
Согласно протоколу подведения итогов аукциона от 02.07.2018 2 заявки (Конаковой А.А. и ИП Архипова В.Э.) признаны не соответствующими аукционной документации. Победителем аукциона признано ООО «Альта» с ценовым предложением 950 000 руб., с которым в последствии заключен муниципальный контракт от 18.07.2018.
ФАС установила, что аналогичный порядок действий ООО «Альта», Конаковой А.А., ИП Архипова В.Э. реализован в рамках аукциона, который был объявлен 13.06.2018 администрацией города Серебряные пруды Московской области на выполнение работ по сносу аварийного многоквартирного жилого дома с НМЦК 859 095,24 руб. Победителем аукциона признано ООО «Альта» с ценовым предложением 569 000 руб., с которым в последствии заключен контракт от 16.07.2018.
Признавая решение ФАС законным, суд исходил из того, что участие Конаковой А.А. в заключении антиконкурентного соглашения доказано. При этом реализация данного соглашения выразилась в обеспечении победы ООО «Альта» в торгах.
Подача заявок осуществлялась данными участниками аукционов с одного IР-адреса в относительно короткий промежуток времени. Текстовый и визуальный анализ первых и вторых частей заявок всех трех участников аукционов свидетельствуют по мнению ФАС об их идентичности. При просмотре электронной версии заявок данных участников аукциона установлено, что заявки созданы одним автором. ФАС также установлено наличие связи между ООО «Альта» и Конаковой А.А.
Таким образом, ФАС пришла к выводу о том, что поведение Конаковой А.А. и ИП Архипова В.Э. было направлено на исключение иных участников аукциона для предоставления преимуществ ООО «Альта».
Установленные ФАС при рассмотрении дела действия Конаковой А.А. и ИП Архипова В.Э. при подаче ценовых предложений на аукционах определены как известная мошенническая схема «Таран», которая используется на аукционных торгах, в том числе и при государственных закупках. Цель схемы — заставить добросовестных участников аукциона, введенных в заблуждение резким снижением цены, отказаться от конкурентной борьбы и дать возможность одному из участников сговора заключить контракт по максимально возможной цене. Суд согласился с выводами ФАС о том, что своими активными и необоснованными действиями (при отсутствии намерения заключить контракт) Конакова A.A. и ИП Архипов В.Э. в результате подачи ценовых предложений по снижению НМЦК более чем на 90 % устранили иных потенциальных добросовестных участников рынка, обеспечив заключение контракта с ООО «Альта». (Дело № А38-4144/2019)