Источник изображения

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против Департамента государственного заказа ХМАО, подтвердив тем самым решение судов предыдущих инстанций. Верховный Суд РФ вынес определение об отказе в передаче кассационной жалобы департамента на рассмотрение в Судебную коллегию по экономическим спорам.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против департамента по признакам нарушения частей 1 и 3 статьи 17 №135-ФЗ, выразившегося в объединении в единый лот выполнения работ по ремонту дорог, расположенных в различных муниципальных образованиях.
Департаментом 27.07.2017 на сайте www.zakupki.gov.ru размещены извещения на выполнение работ по ремонту объектов: Обустройство опасных участков улично-дорожной сети дорожными ограждениями и замена ограждений, не отвечающих требованиям нормативов на автомобильных дорогах ХМАО. Начальная (максимальная) цена контрактов (НМЦК) — 87 637 430 руб. и 204 129 150 руб.
Постановлением Правительства ХМАО утверждены Порядок взаимодействия органов власти ХМАО и иных юрлиц с департаментом по определению для них поставщиков, в условиях централизованных закупок (далее – Порядок) и Положение, в соответствии с которым департамент определен исполнительным органом ХМАО, уполномоченным по определению поставщиков для органов власти, ХМАО в условиях централизованных закупок.
В рассматриваемом случае предметом аукционов является выполнение работ по обустройству опасных участков улично-дорожной сети дорожными ограждениями и замена ограждений, не отвечающих требованиям нормативов на автодорогах, расположенных в различных районах ХМАО. Победителем торгов признано АО «Комплексный технический центр «Металлоконструкция». Пунктом 4.3 госконтракта от 11.10.2017 установлен срок выполнения работ не позднее 15.10.2017, пунктом 4.3 контракта от 11.10.2017 срок выполнения работ установлен до 01.11.2017. К установленному сроку победителем торгов не были выполнены работы.
Суды пришли к выводу о том, что в рассматриваемом случае объединение в один лот работ по обустройству опасных участков улично-дорожной сети, расположенных в различных районах ХМАО на значительном расстоянии друг от друга, отличающихся по объему работ, привело к увеличению НМЦК и размеров обеспечения исполнения контрактов, а в последующем послужило причиной нарушения установленных непродолжительных сроков исполнения госконтрактов, поскольку для выполнения работ требовалось время на заключение договоров субподряда. Проведение закупок укрупненными лотами фактически привело к ограничению конкуренции при проведении торгов. Принимая во внимание, что департаментом не была проведена надлежащая экспертиза представленных заказчиком для закупки документов, допущено необоснованное объединение в один лот работ, повлекшее необоснованное ограничение участников закупки, суды признали правомерными выводы ФАС. (Дело № А75-2883/2019)