Арбитражный суд Центрального округа оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ООО «СпецАвтоКом» (г. Брянск), подтвердив тем самым решения судов предыдущих инстанций. Компания является малым предприятием. Верховный Суд РФ вынес определение об отказе в передаче кассационной жалобы компании на рассмотрение в Судебную коллегию по экономическим спорам.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против компании по признакам нарушения статьи 16 №135-ФЗ, что выразилось в заключении соглашения, влекущего ограничение (недопущение) конкуренции на товарном рынке Выгоничского района Брянской области в сфере сбора (вывоза) и передаче на размещение ТКО за плату.
15.11.2013 между Администрацией Выгоничского района Брянской области и компанией заключено соглашение о вывозе и передаче на утилизацию отходов потребления населения Выгоничского района. В соответствии с пунктом 2.2 Соглашения цена за услугу по вывозу и передаче на утилизацию отходов с одного человека составляет 44 руб. 88 коп. В соответствии с условиями пункта 5.2 соглашения срок действия соглашения прекращен 31.12.2017.
Суды пришли к выводу о безусловной обязанности доведения администрацией до неограниченного круга лиц информации о наличии потребности в оказании населению Выгониского района услуг по вывозу с последующей передачей на размещение ТКО на возмездной основе и определение исполнителя такой услуги на конкурсной основе.
Суды отметили, что в данном случае администрацией, как органом МСУ, делегировано возложенных на нее полномочий по обеспечению вывоза с последующим размещением ТКО компании посредством заключения соглашения без обоснования выбора именно этого исполнителя. Это по мнению ФАС свидетельствует об ограничении конкуренции. В свою очередь, компания, вступая в такие правоотношения с администрацией, основываясь на обязанности администрации информировать население о правоотношении с данной организацией, не учитывает множественность потребителей, их зависимость от рыночной власти исполнителя, что должно быть обусловлено необходимостью работы на конкурентных началах.
Поскольку компании вменены не только действия по заключения антиконкурентного соглашения с администрацией, но и сами действия по его фактической реализации путем вступления на безальтернативной основе потребителей в правоотношения по вывозу ТКО, а избранный компанией способ заключения и исполнения договоров с потребителями на безальтернативной основе при информировании граждан со стороны администрации носит ограничивающий конкуренцию характер. Таким образом, суды пришли к выводу о правомерности решения ФАС. (Дело № А09-2703/2019)