Источник изображения

Арбитражный суд Московского округа оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против АО «Центральная пассажирская пригородная компания» (г. Москва), подтвердив тем самым решение суда предыдущей инстанции. АО «Центральная пассажирская пригородная компания» является третьим лицом. На основании приказа ФСТ России от 14.12.2009 № 446-т компания включена в реестр субъектов естественных монополий на транспорте по осуществлению деятельности в «сфере оказания услуг железнодорожных перевозок на территории г. Москвы и Московской области».
Началось с того, что ФАС возбудила дело против АО «Центральная пассажирская пригородная компания» по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 № 135-ФЗ, выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на рынке оказания услуг железнодорожных перевозок на территории г. Москвы, путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Производство по упомянутому антимонопольному делу было прекращено в связи с добровольным устранением компанией вмененного нарушения. Основанием для принятия оспариваемого решения послужила поступившая в ФАС 30.07.2014 жалоба гражданина Вариводы М.А. на действия компании в связи с превышением стоимости абонементного билета «Рабочего дня» на 1 месяц от станции «Подольск» до станции «Бутово» совокупной стоимости разовых поездок по данному маршруту.
В соответствии с п. 29 Правил № 473 абонементные билеты оформляются для проезда в поездах пригородного сообщения для многократных поездок, в пригородном сообщении перевозчиком по согласованию с органом власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов могут оформляться абонементные билеты «ежедневно» и «рабочего дня», абонементные билеты «Рабочего дня» могут оформляться сроком действия 1, 2, 3, 4, 5, 6, 12 месяцев. Абонементные билеты «Рабочего дня» действительны для проезда в течение срока действия, указанного в билете, по понедельникам, вторникам, средам, четвергам и пятницам, кроме нерабочих праздничных дней.
Стоимость абонементного билета «рабочего дня» рассчитывается по тарифу, применяемому на соответствующем участке пригородного сообщения, из расчета 42 поездки в месяц, стоимость абонементного билета может быть установлена на уровне или ниже суммарной стоимости билетов для разовой поездки в одном направлении, оформленных в количестве и на условиях, аналогичных действию абонементного билета. Указанная редакция Правил перевозок вступила в силу с 12.08.2014.
Таким образом, с 12.08.2014 стоимость абонементного билета «Рабочего дня» на 1 месяц от станции «Подольск» до станции «Бутово» должна была составить 735 руб. (рассчитываться как произведение 17,5 руб. (стоимость разовой поездки по маршруту от станции «Подольск» до станции «Бутово») и 42 (количество поездок в месяц)).
ФАС обратила внимание на то, что компания не обращалась в тарифные органы г. Москвы и Московской области по вопросу согласования внесения изменений в абонементное меню в связи с изданием Поручения № 258/1-П.
По мнению суда, ФАС неоднократно запрашивала у компании кассовую документацию к контрольно-кассовой технике, для чего многократно откладывал рассмотрение дела, однако компания представила испрашиваемые документы не в полном объеме и, обращаясь в суд, ссылается на то, что это явилось виной уполномоченного органа. Между тем, злоупотребление правом запрещено законом, и никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, а риски неисполнения публично-правовой обязанности относятся на лицо, ее не исполнившее. В целях принятия антимонопольным органом законного решения необходимо участие в сборе и исследовании доказательств участвующих в деле лиц, их «встречное» добросовестное поведение.
По мнению суда, реализация абонементных билетов вразрез с установленным порядком, при этом ухудшающая положение потребителей, очевидно, свидетельствует о совершении рассматриваемых действий за допустимыми пределами осуществления гражданских прав. (Дело № А40-124123/17)