Арбитражный суд Иркутской области отменил решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ООО «Техномакс» (г. Клин, Московская область). Началось с того, что ФАС возбудила дела по признакам наличия между ООО «Техномакс», ООО «Форвард» и ООО «Техномакс-ИТ» (участниками аукциона) соглашения, повлекшего повышение, снижение или поддержание цен на торгах. Следовательно, по мнению ФАС ООО «Техномакс» нарушило требования пункта 2 части 1 статьи 11 №135-ФЗ.
По мнению ООО «Техномакс», судом первой инстанции было допущено неправильное применение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела. Так, нет доказательств, позволяющих сделать объективный и однозначный вывод о наличии между ООО «Техномакс» (победитель аукциона), ООО «Форвард» и ООО «Техномакс-ИТ» (участниками аукциона) соглашения, повлекшего повышение, снижение или поддержание цен на торгах, а, следовательно, о нарушении ООО «Техномакс»требований пункта 2 части 1 статьи 11 №135-ФЗ. ООО «Техномакс», ссылается также на отсутствие у Иркутского УФАС полномочий по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства при осуществлении закупки поскольку с момента согласования Центрального аппарата ФАС России полномочий на рассмотрение действий участников аукциона, которые были предоставлены Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС), до даты вынесения решений от 17 марта 2016 года и от 11 мая 2016 года Центральный аппарат ФАС России не отменила своего решения о наделении полномочий. По мнению ООО «Техномакс», компетентным органом при рассмотрении действий участников названного аукциона являлось Хакасское УФАС, у Иркутского же УФАС таких полномочий не имелось.
Аукционная комиссия, рассмотрев первые части заявок на участие на соответствие их требованиям, установленным ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, допустила к участию всех шестерых претендентов. ООО «ТДК-Торг» сделало предложение о цене контракта в размере 1,99 млн. руб. Далее ООО «Техномакс» сделало предложение о цене контракта в размере 1,95 млн. руб. По итогам рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе заявки ООО «Форвард», ООО «Техномакс-ИТ» и ООО «ТДК-Торг» были признаны несоответствующими требованиям 44-ФЗ. Победителем аукциона признано ООО «Техномакс», сделавшее предложение по цене контракта в размере 1,95 млн. руб. Судом апелляционной инстанции установлено, что в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Хакасское УФАС обратилось в ФАС с письмом, в котором сообщило об установлении фактов заключения рядом хозсубъектов (в т.ч. ООО «Техномакс») соглашений, которые привели к поддержанию при проведении электронных аукционов НМЦК на поставку компьютерной техники, в т.ч. при проведении электронного аукциона на поставку персональных компьютеров и оргтехники для подразделений полиции ГУ МВД РФ по Иркутской области. По мнению Хакасского УФАС, ООО «Техномакс», ООО «Форвард» и ООО «Акцепт» действовали в рамках заключенного соглашения, направленного на поддержание цен на торгах, проводимых в Республике Хакасия, Красноярском крае и Иркутской области, при этом признаки нарушения п. 2 ч. 1 ст. 11 135-ФЗ усматривались на территории всех трех регионов.
Суд апелляционной инстанции посчитал ошибочными выводы суда первой инстанции о законности оспариваемых в рамках настоящего дела ненормативных правовых актов ФАС. По мнению суда, комиссия Иркутского УФАС должна была после 12 ноября 2015 года не продолжать рассмотрение дела, а вынести определение об отложении рассмотрения дела в связи с его передачей на рассмотрение в Хакасское УФАС. Однако вместо этого, в нарушение требований статьи 39 №135-ФЗ, пунктов 1.4.3 и 2.1 Правил № 244, пункта 3.19 Административного регламента Иркутское УФАС продолжила рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства и в итоге вынесла оспариваемые в рамках настоящего дела решение и предписание.По мнению суда апелляционной инстанции, рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства неправомочным антимонопольным органом, каковым с ноября 2015 года являлось Иркутское ФАС свидетельствует о незаконности вынесенных им ненормативных правовых актов (решения, предписания).
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости отмены обжалуемого решения и признании недействительными оспариваемых ненормативных правовых актов Иркутского ФАС по мотиву их принятия неуполномоченным антимонопольным органом. (Дело № А19-9691/2016)
При этом суд апелляционной инстанции отметил явную непоследовательность и несогласованность действий Центрального аппарата ФАС, которая вначале в установленном Правилами № 244 порядке наделяет полномочиями по рассмотрению дела в отношении ООО «Техномакс» Хакасское УФАС (не уведомив об этом обстоятельстве Иркутское УФАС), а затем признает законным решение Иркутского УФАС и, напротив, изменяет решение Хакасского УФАС по тому мотиву, что по этому же эпизоду ранее было принято решение Иркутского УФАС. По мнению суда апелляционной инстанции, Центральный аппарат ФАС, получив жалобу ООО «Техномакс» на решение Иркутского УФАС и достоверно зная о том, что полномочия по рассмотрению дела о нарушении этим хозсубъектом антимонопольного законодательства при проведении электронного аукциона были переданы Хакасскому УФАС, должен был на основании п. 2 ч. 10 и ч. 11 ст. 23 135-ФЗ отменить обжалуемое решение Иркутского УФАС. Поскольку решение ФАС оспаривается ООО «Техномакс» в Арбитражном суде Республики Хакасия (дело № А74-13090/2016), суд апелляционной инстанции воздерживается от его правовой оценки. (Дело № А19-9691/2016)