d199ae1ffc946c1ef58b4c148301202084496216

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила прекратить субсидирование плацкартных и общих вагонов на 2017-2018 годы, что приведет к потере около 10 млрд. руб. для Федеральной пассажирской компании (ФПК) ОАО «РЖД», выполняющей перевозки в дальнем следовании. На этот год ФПК имеет субсидий на 9,7 млрд., но потребность оценена в 12,6 млрд. руб. Сейчас ведется обсуждение данного вопроса, учитывая, что многие ведомства не поддерживают инициативу ФАС. Соответствующий проект приказа опубликован на regulation.gov.ru. Служба предлагает свести к нулю разницу между экономически обоснованным уровнем тарифа на перевозку пассажиров в плацкартных и общих вагонах и доходами от таких перевозок в 2017-2018 годах.

Пассажирские перевозки в плацкартных и общих вагонах признаются социально значимыми, цены на них полностью регулируются государством. Если объективная себестоимость, или экономически обоснованный тариф, отклоняется от фактической цены перевозки, разницу компенсирует бюджет. В апреле 2016 года приказом ФАС на 2016 год для ФПК превышение экономически обоснованного тарифа над фактическим было утверждено на уровне 18,4% для плацкартных и 61,6% для общих вагонов, для пассажирской компании «Сахалин» — 24,4% и 200,4% соответственно, для «Железных дорог Якутии» — 340,2% и 599,2% соответственно. На 2017 год прогнозный уровень экономически обоснованного тарифа для ФПК тем же приказом устанавливался на 18,3% выше цены билета в плацкартный и на 32,2% в общий вагон. Однако в новом проекте приказа эта дельта и на 2017-й, и на 2018 год нулевая.

27 апреля, во время заседания правления ФАС «были урегулированы основные подходы к расчету коэффициентов приведения к экономически обоснованному уровню тарифов на перевозки пассажиров в плацкартных и общих вагонах, за исключением ожидаемых объемов перевозок в 2017 году».

Кроме субсидий ФПК получает господдержку в виде налоговых льгот. На 2016 год НДС на пассажирские перевозки в дальнем следовании был уменьшен с 18% до 10%, а на 2017-й и последующие годы обнулен. В результате доходы от пассажирских перевозок в регулируемом сегменте в 2017 году должны были достигнуть 109,7 млрд. руб., общие доходы по пассажирским перевозкам — вырасти на 15,7 млрд. руб. и сравняться с расходами (199,8 млрд. руб.), а превышение расходов в регулируемом сегменте над доходами — сократиться до 8,9 млрд. руб. Минтранс выступает за выделение ФПК средств, заложенных в бюджете на 2017 год. В Минэкономразвития вопрос «прорабатывается».

По мнению экспертов, субсидии для ФПК весьма критичны, поскольку наряду с задачей обеспечения перевозок у компании есть задача обновления парка, а затраты на это не учтены. И если, дав компании льготы по НДС, государство заберет у нее субсидии, это создаст риск роста тарифа в социальном сегменте и ударит по загрузке Тверского вагоностроительного завода.