17799205_1917247945160890_2374919628029949745_n

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) уже сделала несколько заявлений о раскрытии довольно крупного (на фоне картелей малого бизнеса) дела — картеля противогазов, поставляемых для нужд МВД и других силовых структур. Однако анализ ситуации показывает, что картель — порождение уродливой системы госзакупок, созданной в нашей стране усилиями руководства ФАС. Судите сами: вместо того, чтобы как в развитых странах заключить прямой договор непосредственно с заводом-производителем, где МВД на конкурентных переговорах (этот способ закупки запрещен законодательством по требованию Игоря Артемьева) могла бы добиться выгодной цены, устраивается видимость конкуренции между заводом, его дилером и торговым домом. Потом на тендер выходит фирма-посредник, побеждает, и требует поставки противогазов не у кого-нибудь, а у того же завода (именно участие таких посредников всячески поощряется ФАС). Вина завода только в том, что он принял правила игры, навязанные нашим уродливым законодательством о госзакупках, и извлекал максимальную прибыль. Но в результате оказался участником картельного сговора — со своим же торговым домом и дилером.
ФАС провела внеплановые выездные проверки в отношении ОАО «АРТИ-Завод», ОАО «АРТИ», ООО «СИЗ-Снаб», в результате которых в действиях указанных обществ, а также ООО «Защита-ГО Северо-Запад» и ООО «ГК «РИМ» были выявлены признаки нарушений антимонопольного законодательства, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 1 ст. 11 135-ФЗ (сговор на торгах и раздел рынка).
Также ФАС признала ОАО «АРТИ-Завод», ОАО «АРТИ», ООО «СИЗ-Снаб», ООО «Защита-ГО Северо-Запад», ООО «ГК РИМ» нарушившими ч. 4 ст. 11 135-ФЗ путем заключения и реализации иного соглашения, которое привело к недопущению конкуренции на торгах на поставку противогаза фильтрующего ПМК-С и его модификаций. По мнению ФАС, общества «создали видимость конкуренции» на рынке указанного противогаза и его модификаций, принятых на снабжение в системе МВД. ОАО «АРТИ — Завод» осуществляет производство продукции производственно-технического назначения (средства индивидуальной защиты населения, специализированные средства защиты, в том числе противогазы промышленные, гражданские и войсковые), а также осуществляет реализацию продукции через юрлицо, входящее с ним в одну группу лиц – ОАО «АРТИ». Регулятор наложил штрафы на ОАО «АРТИ-Завод», ОАО «АРТИ», ООО «СИЗ-СНАБ», ООО «ГК «РИМ» в размере 18,4, 5,8, 1,6 млн. и 204 тыс. руб. соответственно.
ФАС установила, что одним из способов продажи производимой продукции является заключение ОАО «АРТИ — Завод» договоров поставки с дилерами, в том числе: ООО «СИЗ-СНАБ», ООО «Защита-ГО Северо-Запад», ООО «ГК «РИМ». При этом, несмотря на наличие других дилеров (ООО «Таганай АВМ», ООО «ПожХимСнаб», ИП Ажойчик В.М., ООО «Сибзащита», ООО Торговый дом «Промзащита»), ОАО «АРТИ — Завод» уведомляло лишь ООО «СИЗ-СНАБ», ООО «Защита-ГО Северо-Запад», ООО «ГК «РИМ» о характеристиках продукции и отпускной цене завода-изготовителя на противогазы фильтрующие ПМК-С, по которой они смогут осуществлять поставки для нужд госзаказчиков.
В аукционах, проводимых МВД и его учреждениями материально-технического снабжения, на поставку указанных фильтрующих противогазов, принимали участие как ОАО «АРТИ-Завод» так и его «торговый дом» — ОАО «АРТИ», а также дилер предприятия (ООО «СИЗ-СНАБ»), допуская на всех торгах минимальное снижение начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) не более чем в один шаг аукциона. В случае, если в аукционе принимала участие сторонняя организация, указанные компании отказывались от конкурентной борьбы и не снижали НМЦК более чем на один шаг. Фактов поставки данного товара иными хозсубъектами госзаказчикам (МВД и его структурным подразделениям) ФАС не выявила. Таким образом, данный ранок является монопольным.
В результате указанных действий МВД и его учреждения материально-технического снабжения приобретали принятый на снабжение противогаз фильтрующий ПМК-С и его модификации за цену, превышающую более чем на 30% установленную ФСТ прогнозную цену на данный товар на период 2014-2015 гг. В соответствии с заключением ФСТ о прогнозной цене на продукцию, планируемую к поставке по государственному оборонному заказу на 2015 год и на плановый период 2016-2017 гг., ФСТ полагает возможным рекомендовать цену на противогазы фильтрующие ПМК-С в размере 2 410 руб. на 2015 год.
По мнению ФАС, единая модель поведения участников соглашения реализовывалась путем разработанного группой компаний АРТИ «Регламента деятельности по взаимодействию в процессе работы по конкурсам», полученного в ходе осмотра электронных носителей информации — компьютеров сотрудников Московского филиала ОАО «АРТИ-Завод». Целью Регламента является «разграничение зоны ответственности между компанией и партнерами при подготовке, в процессе проведения и закрытии сделок по конкурсным торгам. Регламент предусматривал нормы поведения участников конкурсов на отдельных этапах участия в конкурсных процедурах на поставку продукции ОАО «АРТИ-Завод».
Факт применения норм данного регламента на практике подтверждается, в том числе, действиями ОАО «АРТИ-Завод» и его дилера — ООО «СИЗ-СНАБ» при проведении открытого аукциона на поставку противогазов фильтрующих ПМК-С, заказчиком которого являлось МВД России, учитывая, что в торгах принимала участие «сторонняя организация» — ООО «Промзащита». Компании сделали одинаковые ценовые предложения (12,7 млн. руб.). Победителем данного аукциона признано ООО «Промзащита», предложившее цену контракта 12,6 млн. руб., -1% от НМЦК. После ценового предложения ООО «Промзащита» ни ОАО «АРТИ-Завод», ни ООО «СИЗ-СНАБ» ценовых предложений не заявляли, фактически отказавшись от конкурентной борьбы. При этом ООО «Промзащита» не являлось дилером завода, не имела договорных отношений, не согласовывала предварительно с ОАО «АРТИ-Завод» свое участие в указанном аукционе и закупку производимых им противогазов, более того, в ответ на обращение ООО «Промзащита» о возможности и условиях поставки ПМК-С для нужд МВД в связи с победой на аукционе, ОАО «АРТИ-Завод» направлено письмо с заведомо невыгодными для ООО «Промзащита» условиями поставки. Данным письмом ООО «Промзащита» предложена цена в размере 3615,6 руб. за единицу ПМК-С, что на 36,5 рублей больше цены изделия, предусмотренного контрактом с МВД, победителем которого стало ООО «Промзащита». Учитывая вышесказанное, Арбитражный суд Московского округа оставил решение ФАС в силе. (Дело № А40-151718/2016)