Представитель Торгово-промышленной палаты (ТПП РФ) высказался о том, что госкомпнаии хотят иметь больше свободы выбора способа закупки чем у государства, даже после изменения законодательства. В течение этого года, госкомпании опубликовали извещений на портале закупок на сумму 10,4 трлн. руб., а извещения о госзакупках составили всего 2,8 трлн. руб. (данные на 13 июля). Сейчас госкомпании выбирают любой способ закупок, при чем те варианты, которые не предусмотрены законом – это 47,5% их заказов. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Минэкономразвития считают, что «иные» способы закупок – это маскировка закупки у единственного поставщика. По данным Минэкономразвития 96% закупок госкомпаний проходит без конкуренции.
Сейчас в Госдуме зависли поправки в законодательство, которые оставят только такие варианты закупок как: конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений и закупка у единственного поставщика, при закупках до 200 млн. руб. Госдума приняла его в сентябре в первом чтении, но второе и третье чтение было заблокировано компаниями «Роснефть» и «Газпром». В результате, Правительство решило пойти на радикальные реформы, а именно ввести ограничения на все закупки – перевести все в электронный вид, избавившись от «бумажных» конкурсов и урезать количество площадок для электронных торгов (со 160 до 3-12, обсуждаются разные варианты). Но сейчас Белый дом решил внести поправки, которые ограничат закупки до 5 млн. руб., что упростит доступ малого и среднего бизнеса к закупкам госкомпаний. Введение такого ограничения позволит попробовать на небольшом сегменте, и если эксперимент пройдет удачно, его можно будет расширить, считают эксперты.
ТПП РФ собирает предложения от госкомпаний, которые потом будут вынесены на обсуждение с представителями власти. Есть мнение что необходимо упростить процедуру торгов для малого и среднего бизнеса.
Безусловно в системе закупок госкомпаний огромные проблемы и коррупция, но предлагаемое ФАС лекарство — переход на 44-ФЗ — хуже болезни. По сути, предлагаемые поправки в «рамочный» 223-ФЗ регулирующий закупки госкомпаний — это очередная попытка превратить его в аналог 44-ФЗ, регулирующий госзакупки. Несмотря на многочисленные правки (изменения вносились более 50 раз), 44-ФЗ пока не обеспечил создание в России прозрачной и эффективной системы госзакупок. Причина — гипертрофированное внимание к процедуре и упор на контроль за ней в ущерб содержанию и контролю за результатами.
По нашему мнению, процедурный контроль за госзакупками со стороны ФАС бессмысленен и вот почему. Допустим, среднестатистический чиновник Иванов проводит два конкурса. На первый приходит два участника, и цена падает на 2%, на второй — 15, после жесткой конкурентной борьбы цена падает на 30%. По какому конкурсу больше обиженных и больше вероятность подать жалобу в ФАС? А имеет ли чиновник мотивацию выбрать совсем неадекватного поставщика? Чтобы сбежал с авансом, отравил детей в детсаду, построенная им школа рухнула через месяц? Это при контроле прокуратуры, при сложившейся системе, когда местные власти всегда и во всем будут виноваты? Скорее всего, он выберет «правильного» поставщика, но заложит свой интерес. Но в России контроль за ценами при государственном и муниципальном заказе практически отсутствует, а процедурный контроль — самый жесткий в мире. А вот в других странах давно поняли, что он не имеет смысла. Дальше больше, вот когда к сотруднику ФАС Петрову придет одна жалоба по первым конкурсам и 14 — по вторым, где он найдет «нарушения»? Очевидно по вторым, хотя реально по ним была конкуренция и экономия для бюджета в 15 раз больше. Принимая во внимание, что он ни за что не отвечает — не за здоровье детей, ни за надежность крыши школы. Он даже не понесет ответственности, если его решение по «сносу» торгов суд признает незаконным. А еще у него самая низкая зарплата из всех органов власти…
Мы проанализировали базу судебных решений ФАС по 44-ФЗ. В базу за 2014 г. вошли все (более 2,1 тыс.) закупки, по которым ФАС были выявлены нарушения, и соответствующие решения ФАС были оспорены в судах участниками торгов или заказчиками. По оспариваемым закупкам среднее число заявленных участников составило 3,7, а допущенных к торгам — 2,8. Снижение цены в среднем составило 15,3%. При этом, согласно данным Росстата в 2014 г., в среднем по закупкам в рамках 44-ФЗ в 2014 г., число участников составило 1,8, а снижение цены — 3,8%. Таким образом, оспариваемая закупка — как правило, более конкурентная и с существенно большим снижением цены. Анализ показал, что свыше 3/4 оспариваемых закупок имеют НМЦК <10 млн. руб. Закупки такого размера по международной практике относятся к мелким закупкам (в США 150 тыс. долл., в ЕС — 150 тыс. евро). При этом, 8,5% оспариваемых закупок имеют НМЦК <100 тыс. руб., несмотря на то, что согласно 44-ФЗ этот размер установлен для мелкой закупки. Это ведет к нерациональному использованию бюджетных средств, так как по расчетам НИУ-ВШЭ, издержки на администрирование мелких закупок в случае их проведения по формальным процедурам составляют 21% НМЦК. Очевидно, что эти издержки не перекрываются потенциальной экономией от конкуренции и снижения цены.
Нельзя согласиться с тезисом, что при контроле за мелкими закупками защищается малый бизнес. В торгах такого размера участвуют почти исключительно субъекты малого предпринимательства (СМП), поэтому решения о выявлении нарушений и пересмотр результатов таких закупок принимаются де факто в интересах одних СМП с ущемлением интересов других СМП. При этом, решения ФАС по свыше 40% оспариваемых закупок отменяются судами, что является высоким для решений органа государственной власти показателем. Перед ФАС стоит задача повышения качества и обоснованности решений, что невозможно без концентрации на крупных нарушениях и контроле за крупными закупками при отказе от контроля за мелкими.
На Всероссийском Форуме заказчиков и поставщиков «Стратегия 2015-2016», юрист рассказывал о том, как ФАС принимает решение по госзаказу — сегодня одно, а завтра диаметрально противоположное, создана машина коррупции, все знают с кем и за сколько нужно договориться, чтобы «снести торги», чиновники ФАС не несут ответственность даже если их незаконные действия отменены судом, ФАС год смешила суды с делом, когда срок поставки составлял 4 и 5 минут, но нарушения так и не нашла.
Уже пошли проблемы у госкомпаний и у ОПК из-за ФАС — регулятор требует выбирать самый дешевый вариант, а это китайский контрафакт, из-за чего уже пошли аварии на оборонных заводах и срывы. Также ФАС требует дробить лоты — проводить отдельно торги по проектированию, монтажу, наладке и закупке самого оборудования. Это также вносит сумятицу, способствует развитию посредников и срывам производственных процессов.