26 мая, замруководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Сергей Пузыревский констатировал резкий рост МУПов и ГУПов за последние 5 лет. Об этом он заявил во время пресс-конференции в Калининграде. В 2011 году в России зафиксировано 15 тыс. унитарных предприятий, а в 2015 году уже 23 тыс., при этом ФАС всегда была против регистрации подобных предприятий если потребность в услугах может компенсировать бизнес. Если же бизнесу не интересна какая-либо сфера деятельности, то создание таких предприятий в принципе не исключено. ГУПы и МУПы часто создаются на конкурентных рынках, но, используя административный ресурс и бюджетное финансирование, убивают конкуренцию, пояснил представитель ФАС.
Часто такие предприятия используют как «помойки» для активов, а потом их банкротят, рассказывает чиновник финансово-экономического блока. ГУПы и МУПы не нужны – они пользуются поддержкой и вытесняют бизнес с открытых рынков, говорит эксперт «Деловой России» Сергей Габестро: «Хотите предприятие – создавайте акционерные общества со всеми структурами корпоративного управления».
В настоящее время: в Госдуме идет бурное обсуждение антикризисного законопроекта (в целях сокращения административной нагрузки на субъекты малого предпринимательства), который включает в себя как раз введение антимонопольного контроля за унитарными предприятиями, то есть создавая их только с разрешения ФАС. Принят законопроект Госдумой в первом чтении 15 сентября 2015 года, в рамках реализации п. 25 «антикризисного плана», утверждённого Правительством, а также на основании поручений Президента Владимира Путина, по итогам заседания Госсовета 7 апреля 2015 года, на котором рассматривался комплекс мер по развитию малого и среднего предпринимательства. До сих пор второе чтение законопроекта откладывается из-за спора о контроле ФАС за созданием таких предприятий. 21 декабря 2015 года отрицательное заключение дал Комитет по конституционному законодательству Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
Если говорить о положительных аспектах «антикризисного законопроекта», то это пункт об обязательном согласовании с прокуратурой проведения внеплановых проверок малого бизнеса. Это сохраняет внезапность проверки, но отсекает заказные мероприятия. Хотя очень опасной лазейкой является оговорка, что не подлежат согласованию с прокуратурой внеплановые проверки на предмет картельных сговоров. Это дает возможность приходить с несогласованными проверками на предмет картеля, даже если его по факту нет, впоследствии возбуждая дела по иным составам нарушений. Так, к компании «Аргус-Спектр» ФАС пришла с внеплановой проверкой на предмет картеля, но дело впоследствии возбудила по вертикальным соглашениям с дилерами. Нежелание ФАС согласовывать проверки с прокуратурой выглядит странно и может свидетельствовать о недоверии к этому ведомству.
Законопроект должен покончить с практикой, когда малые предприятия обвиняются в монополизме, и побудить ФАС сконцентрироваться на крупных расследованиях. Однако при внимательном рассмотрении оказывается, что чиновники оставили себе массу лазеек для давления даже на самый маленький бизнес. Малый бизнес, по согласованным действиям иммунитета не получит. А в случае с малым бизнесом, работающим, как правило, на высококонкурентных рынках, где применим закон единой рыночной цены, ФАС за эту самую цену и карает, называя ее то сговором, то согласованными действиями.
Даже последовательные оппоненты ФАС из экспертной и бизнес-среды не предлагали предоставлять малому бизнесу иммунитет по такому виду картелей, как сговор на торгах. Торги, как акт одномоментный, требуют оперативного реагирования, да и «однодневки», формально относящиеся к малому бизнесу, действительно могут оказать влияние на исход торгов. Однако применение к малому бизнесу других картельных составов является нонсенсом. Картели малых предприятий просто не могут существовать из-за большого числа участников и низких барьеров входа на рынок, а чиновники, как правило, принимают за картели одинаковое рыночное поведение. Разумеется, бывает и немало курьезов, когда обвинения выдвигаются в ситуациях, когда хозяйственная деятельность предпринимателей приносит пользу — при отсутствии даже микроскопического и гипотетического ущерба для кого бы то ни было. Так, например, ФАС признала картелем просьбу ИП Мамоненковой из Элисты к другому предпринимателю на день заменить ее на маршруте, так как ее собственная «газель» была в ремонте.