Благодаря принятию закона об иммунитетах для малого бизнеса от антимонопольного контроля и тому, что четвертый антимонопольный пакет удалось развернуть в пользу малого бизнеса и здравого смысла число дел ФАС по злоупотреблению доминирующим положением снизилось более чем в 3,5 раза — с 3,1 тыс. в 2015 г. до 847 в 2017 г. Также резко снизилось число дел по недобросовестной конкуренции, рекламе и в отношении органов государственной власти. Таким образом, благодаря общественному проекту «За антимонопольную реформу» удалось существенным образом снизить административную нагрузку.
Тем не менее, по-прежнему число дел по злоупотреблению доминирующим положением в России превышает показатели топ-30 стран, вместе взятых. При этом почти все из более 800 возбуждаемых дел не имеют непосредственного отношения к конкуренции, и представляют собой в лучшем случае дела по проблемам подключения к сетевой инфраструктуре. Освобождение ФАС от значительной части нагрузки по ведению мелких дел на побудило службу заняться выполнением своих непосредственных обязанностей – пресечение монополистической деятельности крупных компаний. Изменение в этом направлении. Очевидно, возможно только после смены руководства службы и проведении серьезных антикоррупционных расследований в отношении Игоря Артемьева и его заместителей.
На этом фоне выделяются 2 состава — дела по картелям и торгам (закупкам) — рост с 598 до 659 и с 20,7 до 24 тыс. соответственно. Столкнувшись с введенными благодаря деятельности общественного проекта «За антимонопольную реформу» ограничениями в попытке называть малый бизнес «монополистом» руководство ФАС переориентировалось, и теперь называет малый бизнес «картелистом» — доля дел против МСП в картельных делах возросла с 60% до почти 90%. Причина конечно же не в «тотальной картелизации» нашей экономики и патологической склонности участников и организаторов торгов все нарушать, а в отсутствии тех самых иммунитетов для МСП и самого определения картеля, отсутствии нижнего «порога отсечения», что позволяет ФАС вмешиваться в торги по покупке въездных ворот мехзаводом, сеялки сельхозпреприятием и по ремонту гардеробной для цирка. Ну и конечно аукционный крен, стимулирующий сговоры, и мелочный процедурный контроль в ущерб контролю результатов.
16% штрафов ФАС оспариваются в судах (3,1 тыс.). Скорее всего, почти все из неоспоренных 84% — мелкие штрафы, потому что сложно представить себе ситуацию, когда бы обвиняемый хозсубъект не попытался оспорить крупный штраф (хотя точных данных ФАС не предоставляет). Из обжалованных 3,1 тыс. больше трети (1,2 тыс.) суды отменяют по малозначительности, то есть это мелкие, несущественные для общества и потребителей нарушения. Еще 700 отменяется по другим основаниям. А в скольких случаях суды идут на поводу у ФАС, накладывая на малый бизнес большие и малые штрафы! В общем, в 2017 г. в результате бурной деятельности ФАС опять ни одного реального монополиста не пострадало.