У министерств и ведомств нет системного подхода к развитию конкуренции, многие даже не могут понять, что от них требуется. К такому выводу пришел Экспертный совет при Правительстве, проанализировав материалы ведомств, подготовленные для доклада ФАС о конкуренции в 2014 г. Развитие конкуренции не приоритет для отраслевых ведомств, во многом скорее антиприоритет, объясняет научный сотрудник РАНХиГС Вадим Новиков. Ведомство отождествляет себя с отраслью и ее крупнейшими игроками, защищает их – в том числе от конкуренции, рассуждает Новиков: например, открытие рынка для иностранцев развивает конкуренцию, но может ударить по предприятиям и привести к спаду в отрасли, а это удар по курирующему министерству.
Россия наконец задумалась, что защита конкуренции — это не пресечение «нарушений» («негатив»), а развитие («позитив»). И что этим должны заниматься и отраслевые министерства, и сам антимонопольный орган (в развитых странах это называется политика адвокатирования конкуренции). Китай, например, занимался развитием конкуренции с самого начала реформ Дэн Сяопина, и вот почему у него двузначный экономический рост, и десятки конкурирующих фирм даже в тех отраслях, которые на Западе давно поделены между 2-3 крупными игроками (автомобилестроение, сталелитейная отрасль и т.д.). А вот «карательный» антимонопольный орган появился в Китае только в 2011 г. и занимается почти исключительно коррупцией и сговорами на госзакупках. А что у нас министерства плохо конкуренцию развивают — так не потому ли, что ФАС, который за это 25 лет отвечает, методматериалами не снабдил, и приоритетом взаимодействие с министерствами по развитию конкуренции в отдельных отраслях никак не считает. А вот протащить под шумок себе очередные полномочия и штрафы, а вот отбиваться от атак «Деловой России», попытки сохранить возможность преследования малого бизнеса за «монополизм»- явный приоритет руководства ФАС. Так что критика министерств в статье — пусть и не во всем, но в значительной части — перекладывание с больной головы на здоровую.