Проведение закупочных мероприятий при незнании нюансов размещения на электронных торговых площадках может стать причиной вечной процедуры торгов или бесконечного электронного аукциона, вместо оперативного исполнения контракта. Приведем пример, такого аукциона, который длится до сих пор с 27 ноября 2013 года. Аукцион на закупку «Оказание банковских услуг по реализации «зарплатного проекта» с использованием банковских карт для муниципальных нужд» проводимый Администрацией города Котельники Московской области. Администрация планировала провести закупку с повышением цены, не принимая ставки на снижение, и только потом на повышение, как это делается в распространённых случаях, предоставляя банкам сразу заплатить за победу, тем самым пополнив городской бюджет. Но, заказчик не учел особенности того, что ставка должна быть не выше 5% от НМЦК и назначил начальную цену в 1 копейку. Заказчику не повезло и в аукционе приняли участие более 10 организаций, которые желали добиться победы любой ценой, и не покидают аукциона, превращая его в один сплошной фарс, ведь в течение года конкуренты делают ставок на сумму 17 тыс. руб.
По словам представителей Центра заключения контрактов, отслеживающих судьбу аукциона, времени до завершения еще 80 лет, ведь цена контракта в таких случаях составляет около 1,5 млн. руб. При этом и заказчик, и участники аукциона уже и не помнят про лот, но роботы идут к цели. При этом не исключено, что заказчик за это время сменит форму образования и аукцион заведомо будет недействительным, но торги будут продолжаться. Здравый смысл тут ни при чем. При этом за прошедшие 3,5 года не все участники аукциона могли сохранить право на участие в торгах, кто-то мог сменить форму собственности или попасть в реестр недобросовестных поставщиков и т.д., но выяснять это будут при определении победителя, либо произойдет массовый сбой на компьютерах, и участники пропустят назначение ставки, что приведет к автоматическому завершению аукциона. Эксперты говорят о юридической коллизии, когда законом не ограничен период проведения такого аукциона, что означает что процедура продолжается на законных основаниях. Хотя остановить процесс могут как участники аукциона признав торги недействительными по причине ошибки заказчика, либо заказчик сам принесет извинения и направит жалобу на себя в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) и судебные органы.
В аналогичную ситуацию попали уже несколько организаций, в том числе администрации и учреждения городов Сергиев-Посад, Солнечногорск, Железнодорожный, Зарайск, Новороссийск и другие.
В настоящее время ¾ усилий ФАС тратит на мелкие по международным меркам закупки. Сложилась система отрицательной селекции, т.к. ФАС предъявляет претензии к закупкам с большим числом участников и падением цены, чем в среднем по 44-ФЗ. По нашему мнению, процедурный контроль за госзакупками со стороны ФАС бессмысленен и вот почему. Допустим, среднестатистический чиновник Иванов проводит два конкурса. На первый приходит два участника, и цена падает на 2%, на второй — 15, после жесткой конкурентной борьбы цена падает на 30%. По какому конкурсу больше обиженных и больше вероятность подать жалобу в ФАС? А имеет ли чиновник мотивацию выбрать совсем неадекватного поставщика? Чтобы сбежал с авансом, отравил детей в детсаду, построенная им школа рухнула через месяц? Это при контроле прокуратуры, при сложившейся системе, когда местные власти всегда и во всем будут виноваты? Скорее всего, он выберет «правильного» поставщика, но заложит свой интерес. Но в России контроль за ценами при государственном и муниципальном заказе практически отсутствует, а процедурный контроль — самый жесткий в мире. А вот в других странах давно поняли, что он не имеет смысла. Дальше больше, вот когда к сотруднику ФАС Петрову придет одна жалоба по первым конкурсам и 14 — по вторым, где он найдет «нарушения»? Очевидно по вторым, хотя реально по ним была конкуренция и экономия для бюджета в 15 раз больше. Принимая во внимание, что он ни за что не отвечает — не за здоровье детей, ни за надежность крыши школы. Он даже не понесет ответственности, если его решение по «сносу» торгов суд признает незаконным. А еще у него самая низкая зарплата из всех органов власти…
Мы проанализировали базу судебных решений ФАС по 44-ФЗ. В базу за 2014 г. вошли все (более 2,1 тыс.) закупки, по которым ФАС были выявлены нарушения, и соответствующие решения ФАС были оспорены в судах участниками торгов или заказчиками. По оспариваемым закупкам среднее число заявленных участников составило 3,7, а допущенных к торгам — 2,8. Снижение цены в среднем составило 15,3%. При этом, согласно данным Росстата в 2014 г., в среднем по закупкам в рамках 44-ФЗ в 2014 г., число участников составило 1,8, а снижение цены — 3,8%. Таким образом, оспариваемая закупка — как правило, более конкурентная и с существенно большим снижением цены. Анализ показал, что свыше 3/4 оспариваемых закупок имеют НМЦК < 10 млн. руб. Закупки такого размера по международной практике относятся к мелким закупкам (в США 150 тыс. долл., в ЕС — 150 тыс. евро). При этом, 8,5% оспариваемых закупок имеют НМЦК < 100 тыс. руб., несмотря на то, что согласно 44-ФЗ этот размер установлен для мелкой закупки. Это ведет к нерациональному использованию бюджетных средств, так как по расчетам НИУ-ВШЭ, издержки на администрирование мелких закупок в случае их проведения по формальным процедурам составляют 21% НМЦК. Очевидно, что эти издержки не перекрываются потенциальной экономией от конкуренции и снижения цены. Кроме того, ФАС, не рассматривая ситуацию по существу, постоянно предписывает использовать аукцион вместо конкурса.
Использование электронных аукционов не снижает коррупцию в госзаказе. Аукцион – способ закупки, наилучшим образом подходящий для стандартных товаров. в России широко используется для закупки услуг и сложных товаров. При этом за рубежом закупки на аукционах составляют не более 5% в Корее и Великобритании, в остальных странах доля их еще меньше. В этой связи целесообразно не возвращаться к практике отмененного 94-ФЗ, расширяя использование аукционов, а завершить перевод других способов закупки в электронную форму. Чрезмерное его распространение, по инициативе ФАС, на услуги и сложные товары в 2006-2013 гг. привело к увеличению количества посредников, вытеснению из госзаказа конечных производителей, мошенническим схемам с бюджетными средствами, демпингу, вытеснению отечественных производителей иностранными компаниями в госзаказе, падению качества и срыву строительных работ, отравлению школьников из-за поставок некондиционного питания.
Декларируемая экономия бюджетных средств – мнимая, и основана не на сопоставлении с рыночными ценами на аналогичные товары, а на падении цен от (зачастую) произвольно определяемой начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК). Так, исследования НИУ-ВШЭ показывают, что даже такие стандартные товары, как дизельное топливо. Бензин и персональные компьютеры для госнужд на аукционах покупаются оптом по ценам выше рыночных розничных. Данные факты остаются без внимания ФАС.
ФАС упорно стремится перевести на эту бредовую систему и закупки госкомпаний, которые сейчас работают по более «либеральному» 223-ФЗ, и даже концессии. При этом ситуация с 62 московской больницей наглядно показала — по «коррупционному» по словам главы ФАС господина Артемьева 223-ФЗ удается до 4 раз дешевле, чем в аналогичных условиях по 44-ФЗ.