Одним из последних решений состава Правительства, отправленного Президентом Владимиром Путиным в отставку, стало внесение в Государственную думу пакета законопроектов о борьбе с картелями, разработанными Федеральной антимонопольной службой (ФАС). Эти законопроекты, предусматривающие внесение изменений в ст. 178 УК РФ, Уголовно-процессуальный кодекс, закон «О защите конкуренции» №135-ФЗ и КоАП РФ и иные законодательные акты, вызвали однозначно негативную реакцию предпринимательского сообщества, экспертов, губернаторского корпуса. С законопроектами ФАС можно ознакомиться здесь (1, 2, 3).
«Деловая Россия» и РСПП направили руководству Государственной думы письма с просьбой существенной корректировки законопроектов (с письмами предпринимательских объединений можно ознакомиться здесь и здесь). По мнению «Деловой России», принятие законопроектов в текущей редакции может привести к усилению необоснованного давления н бизнес, нарушению прав и законных интересов предпринимателей, коррупционным злоупотреблениям. С этим согласна РСПП, которая отмечает, что ужесточение ответственности, упрощение порядка доказывания нарушений, недостаточная определенность в отношении условий применения ответственности могут быть использованы для необоснованного уголовного преследования предпринимателей.
Помимо увеличения тюремных сроков и сроков давности ФАС в законопроектах в очередной раз предлагает по сути наделить себя силовыми полномочиями, требуя права получения персональных данных, права на изъятие и выемку документов (что окончательно превратит проверки ФАС в обыски), права на использование результатов оперативно-розыскной деятельности (ОРД), права наложения крупных штрафов за «воспрепятствование» своим проверкам и т.д. В совокупности эти полномочия превратят ФАС в силовой орган могущественнее ФСБ. Возникают вопросы, у нас мало силовых структур? Что мешает ФАС наладить взаимодействие с МВД и ФСБ для пресечения картелей? Почему игнорируется курс и неоднократные поручения Президента о декриминализации экономических нарушений, о чем он опять упомянул и в последнем Послании? Ответ очевиден – некоторыми деятелями, в т.ч. видимо руководством ФАС, получение силовых полномочий рассматривается как вожделенная коррупционная возможность.
Эта версия становится еще более вероятной, если проанализировать еще одну новацию законопроектов ФАС: ведомство Артемьева предлагает изменить формулировку ст. 178 УК, убрав такой обязательный признак объективной стороны преступления, как «ограничение конкуренции». Таким образом, преступным станет сам факт заключение соглашения. Но это же означает, особенно в российских условиях, что за любой договор можно будет угодить в тюрьму! Преступным станет обычная хозяйственная деятельность. Это как если бы вместо убийства с помощью ножа предложили карать за сам факт взятия ножа в руки. Понятно, что сажать будут не всех, а неугодных, тех кто не откупился. Но в любом случае это жирный крест на деловом климате. За одну эту новацию Игоря Артемьева и других инициаторов законопроекта следует отстранить от должности и отдать под следствие. А заодно – на психиатрическое освидетельствование, потому что нормальному человеку, даже желающему поживиться на взятках, такой ужас в голову прийти не может.
На этом фоне даже блекнут такие новации, как распространение ответственности на акционеров компании, которые в большинстве случаев и не знают, какие соглашения заключает менеджмент («привет» от ФАС российскому фондовому рынку), введение повышенной ответственности за совершение деяния организованной группой (в российских реалиях группу составляет директор и его бухгалтер, ну подумаешь, опять вытерли ноги о Послание Президента, в котором требуется прекратить кошмарить бизнес под видом «организованного преступного сообщества», но ФАС это не впервой) и определение размера незаконно полученного дохода как выручки, то есть без учета производственных затрат.
Но стоит особо отметить еще одно обстоятельство, о котором предпринимательские объединения скромно умалчивают. Текущая практика ФАС по картелям не просто неудовлетворительна, она просто чудовищна. Пользуясь созданными усилиями лично Игоря Артемьева лазейками в законе об иммунитетах для малого бизнеса (иммунитеты на картели не распространяются) и подписанные им в 2016 г. изменения в Порядок анализа рынка, Приказ №220 (снимающие с чиновников ФАС обязанность по тщательному анализу рынка по картельным делам, ФАС занимается чем угодно, но не преследованием настоящих картелей. От 80% до 97% в последние 3-4 года- это дела по «картелям» малого бизнеса. То есть крупных дел практически нет, и ФАС выставил нашу страну на всеобщее посмешище, потому что само словосочетание «картель малого бизнеса» звучит как оксюморон.
Около 2/3 оспоренных картельных дел суды признают незаконными. Отменяя решения ФАС, суды дают весьма нелицеприятную характеристику этим решениям: «принятые за пределами полномочий», «бездоказательные», «основанные на одних лишь предположениях» и т.д. Учитывая, что суды как правило благосклонно рассматривают решения госоргана, а малый бизнес зачастую не имеет ресурсов на длительные судебные тяжбы, не 2/3, а значительно большая доля картельной деятельности ФАС носит незаконный характер.
В США 90% картельных штрафов накладываются на иностранные компании, у ФАС аналогичный показатель не превышает 0,1%. То есть американцы защищают свои национальные интересы и национальные компании, ФАС же стреляет исключительно по своим.
Институт повышения конкурентоспособности проанализировал все дела ФАС по «классическим» картелям. Мы старались найти хотя бы одно дело, когда можно было бы сказать – вот он, настоящий картель. Ни одного дела найти не удалось! Если это не малый бизнес, то это дела против птицефабрик за сезонное повышение цен. Это дела против риэлторов, подписавших кодекс лучшей практики или против рыбаков, подписавших соглашение о недопустимости браконьерства (компетентным органам не мешало бы проверить, не проспонсированы ли подобные дела ФАС недобросовестными риэлторами и браконьерами). Иногда возбуждая картельные дела против небольших компаний, ФАС расчищает путь для крупного игрока, как было например в деле о «картеле» 90 небольших швейных фирм). Это не антикартельная деятельность, это экономическая диверсия. Таким горе-антимонопольщикам не то, что силовые полномочия давать, их гнать надо с госслужбы на скамью подсудимых.
Чего в России действительно хватает, это сговоров на торгах. Именно показывая факты сговоров на торгах, ФАС требует ужесточения ответственности. Но наша система госзакупок, созданная при самом активном участии ФАС, просто не может не порождать сговоры. Отбросив опыт развитых стран, творцы системы госзакупок и №44-ФЗ из ФАС и Минфина главным способом закупки сделали аукцион. Аукцион не только порождает чудовищную коррупцию (при нем чиновник должен подробно описать все неценовые характеристики товара, да еще и установить начальную цену), монополизацию (победитель аукциона получает всё), бьёт по науке и качественным товарам (когда-то знак «поставщик двора Его Императорского Величества» был знаком высшего качества, но ФАС и Минфин додумались исключить качество из госзакупок), но и порождает сговоры. Как показали исследования нобелевского лауреата Р. Зельтена и других ученых, если число участников аукциона меньше 6, сговор практически неизбежен. Как будто специально авторы №44-ФЗ стимулируют сговоры порядком проведения аукциона (сначала торги, потом анализ вторых частей заявок, то есть можно выставлять фирмы-дублеры). А публикация всех ценовых предложений участников после проведения торгов как бы приглашает их сговориться на следующих аукционах (это отмечали эксперты ОЭСР).
В итоге, для борьбы со сговорами на торгах надо не законопроекты ФАС принимать, а делать перезагрузку системы закупок, расчищая ее от бомб замедленного действия, расставленных господином Артемьевым и его командой, и внедряя передовые практики развитых стран и коммерческих закупок.