Бизнес-омбудсмен Борис Титов представил Владимиру Путину план по снижению давления на бизнес, путем уменьшения количества проверок. Он касается реформы контрольно-надзорной деятельности (КНД). По мнению Титова, основная часть контрольных органов имеют такие ключевые показатели как число нарушений и штрафов на одну проверку. В связи с этим, он предлагает установить другие ключевые показатели эффективности для всех контролирующих органов. Также бизнес-омбудсмен добился принятия поручения (п.6) о введении ответственности для чиновников за проведение незаконных и «заказных» проверок. Комитет Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству поддержал это предложение. «По отчётам прокуроров я знаю, что уже тысячи проверок были отменены. Но 2016 году мы должны принять ещё одно важнейшее решение — ввести ответственность чиновников, возможно, представителей силовых структур за инициирование незаконных проверок. В том числе «дисквалификацию» должностных лиц, ответственных за принятие таких решений», — подчеркнул Анатолий Аксаков, глава Комитета. Введение трёхлетнего моратория на законные проверки для малого бизнеса он революцией не считает, но полагает, что это также серьёзно облегчит бизнесу жизнь. При этом уже в апреле план мероприятий («дорожная карта») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности (КНД) на 2016–2017 годы был утверждён Премьер-министром Дмитрием Медведевым. Этот документ систематизирует все основные направления реформирования госконтроля и надзора в стране и учитывает интересы как самих надзорных органов, так и бизнес-сообщества и непосредственно граждан. Согласно распоряжению об утверждении «дорожной карты», федеральные органы исполнительной власти, являющиеся её исполнителями и соисполнителями, должны были представить в Правительство планы-графики её реализации. Однако не все выполнили это поручение в срок. Оценку неудовлетворительно среди прочих получила и Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
В связи с этим ФАС целесообразно изучить опыт, например, Роструда, который движется в сторону рискоориентированного подхода, вводя новую систему KPI для сотрудников, для сокращения числа проверок и повышения их эффективности. Теперь оценка будет проводиться по условиям охраны труда, сокращению числа пострадавших на производстве, количеству устраненных правонарушений, а не по количеству выявленных нарушений и сумме штрафов. Тем самым, Роструд нашел новый вектор движения к качеству проверок, уходя от «модели санкций», чтобы избежать «проверок ради проверок».
Россия занимает 1 место в мире и по числу «рейдов на рассвете» (внезапных проверок). ФАС не обязано уведомлять прокуратуру о проведении внеплановых проверок, что, по мнению бизнеса и экспертов, усиливает риск проведения «заказных проверок». Так, в отношении ЗАО «Аргус-СПЕКТР, чей комплекс «Стрелец-мониторинг для вызова пожарной охраны не только исключил посредников из передачи сигнала о пожаре и сэкономил бюджету свыше 20 млрд. руб. ежегодно, снизил смертность при пожарах в 14 раз, проведена внеплановая проверка с многочисленными нарушениями в форме обыска. В 2014 г. по иску ЗАО «Аргус-Спектр» Высший арбитражный, а затем и Верховный суды признали методрекомендации ФАС о проведении внеплановых проверок незаконными.
Из широко обсуждаемых тем реформы КНД ФАС преуспела только в замене штрафов за первое нарушение предупреждением (введены по «нетяжким» составам 4-м антимонопольным пакетом с 6 января 2016 года).
*Данные в таблице представлены только по картельным внеплановым проверкам. При этом ФАС за 2014 год было проведено всего 9652 проверки.
За 2015 год ФАС было проведено 6070 проверок, из которых 5514 проверок внеплановые, таким образом доля внеплановых проверок превысила 90%! Из которых 66% проведенных внеплановых проверок осуществилось на основании получения заявлений физических и юридических лиц, информации органов государственной власти, местного самоуправления и СМИ. Из проведенных внеплановых проверок в 3069 случаях были выявлены нарушения, следовательно, каждая вторая проверка не выявила нарушений, а значит компании подвергались избыточному контролю.
Риск-ориентированный подход в ФАС не вводится и в обозримом будущем, увы, введен не будет. Руководство службы по-прежнему открыто исповедует подход, согласно которому служба имеет право и должна вмешиваться буквально во все. На практике это означает, что ФАС может возбудить дело по таким мелким поводам, цена вопроса в которых явно меньше бюджетных расходов на заседания комиссии ФАС (снести торги с ценой контракта 9 тыс руб., назвать злоупотреблением доминированием отключение горячей воды на час, а картелем — просьбу одного предпринимателя другому заменить на 1 день «Газель» пока его машина в ремонте, или оштрафовать МСП за невинную шутку в рекламе). На этом фоне ФАС явно не преуспела в раскрытии крупных картелей, ущерб от которых превышает 2,5% ВВП, пресечении вытеснения с рынка небольших компаний крупными игроками (например, независимых АЗС ВИНКами). Именно внедрение риск-ориентированного подхода позволило бы отказаться от мелотемья и заняться крупными расследованиями…
И даже законопроект о наделении малого бизнеса иммунитетом от антимонопольного преследования «завис» в Госдуме. Причина — наряду с послаблениями для МСП ФАС попросила себе очередных новых полномочий по контролю за ГУПами и МУПами.