Федеральная антимонопольная служба (ФАС) активно использует такой инструмент антимонопольного контроля, как внеплановые проверки: за 2014 года было проведено 9652 проверки, из них внеплановых 9037, за 2015 год ФАС было проведено 6070 проверки, из которых 5514 проверок внеплановые, таким образом доля внеплановых проверок превысила 90%! Из которых 66% проведенных внеплановых проверок осуществилось на основании получения заявлений физических и юридических лиц, информации органов государственной власти, местного самоуправления и СМИ. Из проведенных внеплановых проверок в 3069 случаях были выявлены нарушения, следовательно, каждая вторая проверка не выявила нарушений, а значит компании подвергались избыточному контролю. При этом обратим внимание на мировой опыт по проведению таких проверок:
*Данные в таблице представлены только по картельным внеплановым проверкам. При этом ФАС за 2014 год было проведено всего 9652 проверки.
Бизнес-омбудсмен Борис Титов предложил внести изменения в законодательство, которые коснуться согласования внеплановых проверок с прокуратурой, а также установить пределы полномочий ФАС при проведении проверок. Эти меры вызваны тем, что при внеплановых проверках ФАС в наличие массовые нарушения прав предпринимателей.
Отметим, что в результате всех проведенных проверок не установлено ни одного факта возникновения угрозы или причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, то есть факторов, характеризующихся наиболее высокими рисками. В практике осуществления внеплановых проверок по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства существуют следующие отрицательные аспекты, оказывающие на бизнес крайне негативное влияние и ограничивающих права субъектов предпринимательской деятельности:
Массовость внеплановых проверок объясняется тем, что для проведения внеплановой проверки соблюдения требований антимонопольного законодательства не требуется никаких дополнительных согласований, кроме письменной санкции руководителя антимонопольного органа. Более того внеплановые выездные проверки по статьям 11 (антиконкурентные соглашения) и 16 (антиконкурентные соглашения и согласованные действия органов государственной власти) ФАС России проводит внезапно, без предварительного уведомления проверяемого лица о проведении внеплановой проверки.
Возможностей, имеющихся у проверяющих в сфере антимонопольного законодательства, гораздо больше, чем у иных контрольно-надзорных органов, деятельность которых ограничена 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Согласно которому при проведении любой проверки проверяемая организация должна быть уведомлена любым доступным способом за 24 часа. Проведение внеплановых выездных проверок по таким основаниям, как поступление в органы госконтроля обращений и заявлений граждан, информации от органов госвласти, и т.д. о следующих фактах: возникновение угрозы и непосредственно причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляется после согласования с органом прокуратуры.
Однако, данное правило не распространяется при осуществлении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства РФ. Указанное изъятие из общего правила позволяет проводить внеплановые проверки по статьям 11 и 16 Закона о защите конкуренции без предварительного уведомления проверяемого лица о проведении внеплановой проверки, а также без согласования с органами прокуратуры.