«По прогнозам наших аналитиков, цены на топливо в течение всего года будут подниматься в России плавно, и мы полагаем, что резкие скачки их абсолютно исключены, — отметили в ФАС. – Пока мы не можем точно сказать, насколько точными являются наши убеждения, поскольку и ранее никто не был в состоянии достоверно угадать, как именно будет вести себя стоимость бензина на рынке страны. Всё будет зависеть, конечно же, от целого ряда различных факторов, включая и такой аспект, как повышенные акцизы».
А справится ли ФАС в этом году с ростом цен на бензин, если до этого, в декабре 2014 года Владимир Путин был удивлен ростом розничных цен на нефтепродукты при снижении мировых цен на нефть. «Это как вообще понять? Куда ФАС смотрит?» – возмутился тогда В.В. Путин. ФАС при этом проигнорировала Президента, пояснив, что повышение цен связано с «объективными» причинами. Более того, ФАС использовала формулировки нефтяников, что рост цен объясняется «высокой налоговой нагрузкой» и «неблагоприятной конъюнктурой». И в результате не применила мер антимонопольного реагирования.
С «бензиновыми делами» которыми так гордится ФАС, т.к. самые большие штрафы в истории службы были получены с нефтяных компаний, не все так просто. Нефтяные компании продолжили повышение цен на бензин (начало 2011 г.) сразу после того, как штрафы за предыдущее повышение были уплачены, и глава ФАС отчитался В.В. Путину о проделанной работе. Согласно данным официальной статистики, в 2010 году цены на бензин выросли на 6,5% (ниже инфляции). Почти весь год продолжалось разбирательство нефтяных компаний с ФАС России в судах в рамках т.н. «второй волны» дел, которую антимонопольные органы возбудили против нефтяников. Однако уже с января 2011 года, то есть через месяц после выплаты штрафов в размере 15 млрд рублей, которые 4 нефтяные компании, наконец, выплатили за нарушения двухгодичной давности, рост цен на бензин продолжился опережающими темпами (можно предположить – в целях компенсации уплаченных штрафов за счет потребителей). Только за 1 полугодие 2011 года цены на бензин выросли на 11,6% (заметно выше инфляции), то есть рост был в 4 раза быстрее, чем в 2010 году.
Разумеется, учитывая социально-экономическую значимость данного товара, ФАС не могла оставить в стороне действия нефтяников. Игорь Артемьев объявил о начале «третьей волны» дел против нефтяных монополистов. Но дела были возбуждены по ценам на авиакеросин и дизтопливо, а не по бензину! Иными словами, как бы в обмен на уплату штрафа ФАС России «не заметила», как нефтяники его компенсировали за счет потребителей в течение последующих 6 месяцев.
Уже потом, осенью 2011 года, ФАС России возбудила очередное бензиновое дело. Но только в отношении одной компании – ТНК-ВР. В ходе разбирательства сошлись не на монопольно высоких ценах на бензин, а на создании дискриминационных условий (вообще, почему одних крупных игроков наказывают, а других крупных (например, ОАО «Сургутнефтегаз») – нет, а также почему столь разнятся штрафы по наказанным компаниям, почему в ходе заключения т.н. «мировых соглашений» с ФАС России размер штрафов снижается – предмет особого, более подробного исследования). В итоге нефтяные компании продолжили повышение цен на бензин (начало 2011 г.) сразу после того, как штрафы за предыдущее повышение были уплачены, и глава ФАС отчитался В.В. Путину о проделанной работе. Руководитель ФАС Игорь Артемьев: «При повышении акцизов все будет зависеть от того, как будет складываться рыночная ситуация. Но резких скачков быть не должно. Здесь несколько факторов будет работать. Акциз прямо транслируется в цену. Насколько Правительство решило увеличить акциз, то есть пополнить бюджет, чтобы решить социальные программы, настолько цена может теоретически вырасти».