1c1982783cb4aa4b3e5f9551

Для выявления связей между поставщиками и заказчиками через усиление борьбы с коррупцией будут объединены усилия нескольких ведомств в том числе Минэкономразвития, Генпрокуратура и ФСБ. Минэкономразвития подготовило законопроект, по которому поставщики должны будут раскрывать заказчикам своих истинных бенефициаров и считать им любого человека, который может контролировать действия компании. На сегодняшний день, 44-ФЗ определяет выгодоприобретателей, которые прямо или косвенно владеют более 10% голосующих акций или уставного капитала. в законопроекте планируется расширить понятие конфликта интересов, наличие которого может привести к расторжению госконтракта. Сейчас конфликт интересов имеет место быть при условии нахождения заказчика и выгодоприобретателя в родственных отношениях. ФСБ предлагает также конфликт интересов имеет место в случае расторжения брака или просто живут вместе. Учитывая, что нынешняя редакция закона запрещает главе региона заключать госконтракт с компанией, аффилированной с его женой, принято теперь разводится. Минэкономразвития поддерживает ограничения, направленные на борьбу с закупками у аффилированных лиц. Этот законопроект является частью плана по борьбе с коррупцией, утвержденного Генпрокуратурой, которая доложит Президенту о его исполнении. По законопроекту проверку будут осуществлять сами заказчики с использованием системы госзакупок с интегрированными системами Росфинмониторинга, ФНС, ЗАГС и других ведомств. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) согласовала законопроект с замечаниями. По мнению замруководителя ФАС Рачика Петросяна для снижения коррупции в госзакупках необходимо перевести все процедуры в электронный вид, что позволило избежать отстранения участника в связи с неправильной нумерацией страниц.

По мнению экспертов, формальный подход усложняет схемы вывода активов, ведь совсем необязательно быть родственниками для извлечения выгоды в госзакупках, иногда даже родственник может лучше выполнить работу нежели другой участник. Необходимо отслеживать реальные нарушения – поблажки при приемке, предоставление преимуществ и т.д. Также отмечается, что недобросовестные заказчики не будут проверять настоящих ли бенефициаров, указал поставщик, а те, кто добросовестно исполняет свою работу получат дополнительную рутинную работу. При этом это не снизит коррупцию. возможно, что не особенно хитрые поставщики укажут настоящих бенефициаров, а общественники посмотрят и напишут жалобы. Также подобные изменения могут позволить выйти сухим из воды высокопоставленным лицам сославшись на то, что виноват сотрудник департамента закупок, не проверивший поставщика.

Призыв на помощь ФСБ — еще одно подтверждение того, что ответственные за регулирование госзаказа органы (ФАС и Минэкономразвития) не справляются со своими обязанностями. Коррупция в госзаказе не уменьшается, а по некоторым оценкам, даже растет. Добросовестным поставщикам и заказчикам по-прежнему сложно работать по правилам 44-ФЗ. Зато расцвели посредники и гринмейлеры, зачастую связанные с ФАС.

По состоянию на сегодня 15 поручений Президента, выданных ФАС и Минэкономразвития в части контрактной системы, не выполнено. А ведь они касаются таких важнейших вопросов, как борьба с демпингом, создания единого и прозрачного порядка обращения к главе государства по выбору единственного поставщика, снижение требований по обеспечению и банковской гарантии для малого бизнеса, который уже являлся добросовестным исполнителем госзаказа, запрет органам власти выставлять на закупку то, что входит в их непосредственные обязанности, перед закупкой научных работ и НИОКР обсуждать их целесообразность, и т.д. Более того, ФАС, в лице того же Рачика Петросяна написала, что считает усиление антидемпинговых мер нецелесообразным. То есть всем здравомыслящим людям очевидно, что мер, предусмотренных статьи 37 44-ФЗ явно недостаточно, что демпинг однодневок и других сомнительных структур, зачастую в сговоре с чиновниками, приобрел угрожающий характер. Президенту это очевидно, а Рачику Петросяну и ФАС в целом – нет.

Принципы, зарекомендовавшие себя весьма сомнительным образом в госзакупках по 44-ФЗ, ФАС сейчас активно инкорпорирует в гособоронзаказ. Требования ФАС «дробить лоты» причем так, чтобы закупать отдельно проектирование, закупку и наладку промышленного оборудования, уже привели к угрозе срыва инвестпрограммы на одном из предприятий холдинга «Алмаз-Антей». Требования выбирать победителя только по цене – к закупке некачественного китайского оборудования. Такая политика ФАС угрожает национальной безопасности России.