Источник изображения

Третий арбитражный апелляционный суд поддержал решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против Отдела по управлению муниципальным имуществом (ОУМИ) города Бородино Красноярского края, отменив тем самым решение суда первой инстанции.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против отдела по признакам нарушения части 1 статьи 16 №135-ФЗ, выразившегося в заключении антиконкурентного соглашения, в результате которого АО «КрасЭКо», в нарушение требований законодательства о необходимости проведения открытого конкурса на право заключить концессионное соглашение, было предоставлено преимущественное право пользования муниципальным имуществом без проведения публичных процедур. Это по мнению ФАС создает преимущественные условия деятельности АО «КрасЭКо», ведет к устранению иных хозсубъектов от возможности доступа на рынок теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в территориальных границах г. Бородино.
Решением Бородинского городского совета депутатов от 19.12.2016 утвержден прогнозный план приватизации объектов муниципальной собственности города Бородино на 2017 год. В приложении к решению указаны объекты теплоснабжения города, условия приватизации – внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ. 28.12.2016 между ОУМИ г. Бородино и АО «КрасЭко» заключен договор краткосрочной аренды муниципального имущества.
Суд установил, что указанный договор был заключен в нарушение действующего законодательства, поскольку после 01.01.2015 передача прав на объекты водоснабжения и водоотведения, срок эксплуатации которых превышает 5 лет, осуществляется только по концессионному соглашению. Так, если все объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в отношении которых планируется передача прав владения и (или) пользования, были введены в эксплуатацию менее чем за 5 лет до момента опубликования извещения о проведении конкурса, в отношении таких объектов может быть заключен договор аренды, в ином случае — только концессионное соглашение. Таким образом, положения пункта 11 части 1 статьи 17.1 №135-ФЗ при заключении договора не могли быть применены ОУМИ г.Бородино.
Распоряжением и.о. главы г. Бородино от 01.03.2017 принято решение об учреждении АО «КС города Бородино» с 100% долей участия города. ОУМИ предписано внести в качестве оплаты уставного капитала компании объекты теплоснабжения города Бородино, выступить единственным участником (акционером) общества. Между ОУМИ и АО «Коммунальные системы г. Бородино» 15.03.2017 подписан акт приема-передачи недвижимого имущества, по которому компании передаются 58 объектов теплоснабжения общей стоимостью 95 835 724 рублей и акт приема-передачи движимого имущества — 1 097 объектов общей стоимостью 30 465 993 рублей. Все имущество, внесенное в качестве вклада в уставной капитал компании, передано ей во владение и пользование АО «КрасЭКо».
Как установлено решением Арбитражного суда Красноярского края от 13.06.2018, отсутствие решения об условиях приватизации находящихся в казне объектов теплоснабжения свидетельствует о невозможности приватизации такого имущества. Сделка по приватизации объектов теплоснабжения в рассматриваемом случае совершена ненадлежащим способом, в обход установленным статьей 30.1 Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» запретам на приватизацию таких объектов в отсутствие их обременения инвестиционными и эксплуатационными обязательствами.
По мнению ФАС, это свидетельствует о нарушении интересов города Бородино, то есть публичного интереса. Решением Арбитражного суда Красноярского края от 13.06.2018 сделка по передаче в уставной капитал АО «Коммунальные системы города Бородино» муниципального имущества признана недействительно. Суд также признал недействительными договор аренды движимого и недвижимого имущества, заключенный между АО «Коммунальные системы города Бородино» и АО «КрасЭКо».
Апелляционный суд счел подтвержденным факт того, что муниципальное имущество с 28.12.2016 было представлено администрацией акционерному обществу в нарушение требований законодательства о необходимости проведения открытого конкурса на право заключить концессионное соглашения, ОУМИ допущены нарушения положений абзаца 1 и пункт 4 части 1 статьи 16 №135-ФЗ. Следовательно, право пользования АО «КС города Бородино» имуществом коммунального назначения привело к незаконной передаче объектов теплоснабжения АО «КрасЭКо», минуя публичную процедуру.
Однако при рассмотрении дела АО «КрасЭКо» также было заявлено требование об отмене предписания ФАС о совершении действий, направленных на устранение нарушения антимонопольного законодательства и обеспечении конкуренции. Учитывая законность и обоснованность решения ФАС, апелляция пришла к выводу, что выданное на его основе предписание также является законным. При этом основанием отмены решения суда первой инстанции в данном случае явилось не рассмотрение требований АО «КрасЭКо» данным судом. (Дело № А33-23430/2018)