Источник изображения

Второй арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против Территориального фонда ОМС Ярославской области, отменив тем самым решение суда первой инстанции.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против фонда по признакам нарушения пунктов 3 и 4 статьи 16 №135-ФЗ, выразившегося в отказе во включении в Перечень медицинских организаций, оказывающих скорую медицинскую помощь вне медицинской организации (далее – Перечень) и в выделении объемов оказания медпомощи ООО «Эксперт-Услуги», участвующей в реализации территориальной программы ОМС на территории Ярославской области в 2017 году.
Департаментом здравоохранения и фармации Ярославской области, ТФОМС Ярославской области, филиалом ООО «РГС-Медицина» — «Росгосстрах-ЯрославльМедицина», АО «СК «СОГАЗ-Мед», ЯРОО «Ассоциация медицинских работников», Ярославской областной организацией профсоюза медработников было заключено Тарифное соглашение на 2017 год на оплату медпомощи, оказываемой по территориальной программе ОМС.
В приложении к Тарифному соглашению на 2017 год утвержден Перечень. Письмом ТФОМС Ярославской области проинформировал ООО «Эксперт-Услуги» о том, что данная организация внесена в реестр медицинских организаций, намеренных осуществлять деятельность в сфере ОМС в 2017 году с присвоением реестрового номера. ООО «Эксперт-Услуги» просило Фонд включить организацию в перечень Тарифного соглашения с предоставлением следующих объемов оказания медицинской помощи: 3200 вызовов скорой медицинской помощи. На заседании Комиссии по разработке территориальной программы ОМС заявка ООО «Эксперт-Услуги» рассмотрена. Однако объемы скорой медицинской помощи, оказываемой в рамках базовой программы ОМС, на 2017 год не были выделены. Мотивированные основания принятого Комиссией решения в протоколе не отражены.
Таким образом, по мнению ФАС, ООО «Эксперт-Услуги» был ограничен доступ на товарный рынок услуг скорой медицинской помощи, оказываемых за счет средств ОМС, к разделу указанного товарного рынка по объему реализации названных услуг организациями, подведомственными Департаменту, и частными медицинскими учреждениями.
Суд отметил, что оказание скорой медицинской помощи, вопреки указанию АО «СК «СОГАЗ-Мед» и Фонда в апелляционных жалобах, осуществляется вне зависимости от прикрепления пациентов к медицинской организации, соответственно, применение критерия по количеству прикрепленных к медицинскому учреждению лиц неприемлемо при распределении объемов скорой медицинской помощи. При этом законодательно не определены критерии для выделения объемов медицинских услуг скорой помощи медицинским организациям за счет средств обязательного медицинского страхования.
Согласно пояснениям Департамента, ТФ ОМС Ярославской области, АО «СК «СОГАЗ-Мед» отказ в предоставлении ООО «Эксперт-услуги» объемов медуслуг явился следствием несоблюдения ООО «Эксперт-Услуги» требований Правил предоставления медицинскими организациями платных медуслуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006. Вывод о наличии указанного нарушения сделан членами Комиссии на основании содержащегося на сайте ООО «Эксперт-Услуги» в сети Интернет прейскуранта, в том числе на услуги скорой медицинской помощи, а также в результате проведенной в отношении ООО «Эксперт-Услуги» комплексной проверки.
Отклоняя указанные доводы, ФАС и суды заключили, что акт по итогам проверки не содержит выводы о нарушении ООО «Эксперт-Услуги» Правил № 1006. В этой связи сам по себе факт размещения на сайте медорганизации прейскуранта на оказание платных медуслуг не свидетельствует о наличии соответствующего нарушения. Суд пришел к выводу, что ссылка на несоблюдение ООО «Эксперт-Услуги» Правил № 1006 (при отсутствии подтверждающих такое нарушение актов) не является основанием для отказа ООО «ЭкспертУслуги» в выделении объемов скорой медицинской помощи. При этом указание Фонда на то, что соответствующие нарушения не были выявлены исключительно по причине действий самого ООО «Эксперт-Услуги», является несостоятельным. (Дело № А82-23126/2017)