Первый арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ООО «Драйвер» (г. Саранск), подтвердив тем самым решение суда первой инстанции. Компания является малым предприятием.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против компании по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 №135-ФЗ, выразившегося в заключении в 2015 году контрактов на оказание услуг по системно-техническому сопровождению и администрированию инфраструктуры программно-технического комплекса и участии в них, что привело к ограничению конкуренции.
ФАС вынесено постановление о привлечении компании к административной ответственности по части 4 статьи 14.32 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
17.03.2015 ООО «Центр новых технологий и инноваций» в адрес Министерства социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия в связи с предписанием, выданным ФАС 16.03.2015 и в целях обеспечения непрерывного процесса сопровождения и администрирования автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения Республики Мордовия» (АИС ЭСРН РМ), предложило на время устранения нарушений, проведение нового конкурса и заключения госконтракта, заключить с ним договоры на оказание указанных услуг по цене 311 614 рублей в месяц, распределенной для всех учреждений Министерства в соответствии с объемом работ. Письмом Министерство отклонило предложение, указав, что определение исполнителя на оказание услуг по сопровождению и администрированию АИС ЭСРН РМ будет проводиться в рамках действующего законодательства.
Согласно плану-графику размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг Министерства, утвержденного 16.01.2015, Министерство планировало провести открытый конкурс на приобретение услуг по сопровождению и администрированию АИС ЭСРН РМ. Ориентировочная начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) — 3 154 534 руб. 16.02.2015 на сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении открытого конкурса на право заключения указанного контракта. Решением ФАС в действиях Министерства при проведении открытого конкурса было установлено нарушение №44-ФЗ. Согласно предписанию, открытый конкурс был аннулирован, а Министерство было обязано устранить выявленные нарушения и провести повторную закупку. Вместе с тем, повторная закупка Министерством не проводилась, а бюджетные средства, ранее выделенные на закупку услуг по сопровождению и администрированию АИС ЭСРН РМ, были перераспределены между Министерством и подведомственными ему учреждениями — ГКУ «Социальная защита населения».
Как установлено ФАС, в планах-графиках некоторых учреждениях Министерства (ГКУ «Соцзащита населения») закупка услуги по системно-техническому сопровождению и администрированию АИС ЭСРН РМ выделена отдельной строкой. Так, согласно плану-графику ГКУ «Соцзащита населения по Инсарскому району», утвержденному 30.03.2015, ориентировочная НМЦК на оказание данной услуги составляет 97 659 6 руб. 00 коп., и именно на эту сумму 13.04.2017 заключен контракт с ООО «Драйвер». В результате анализа контрактов, заключенных с ООО «Драйвер» на II-IV кв. 2015 г., установлено, что цена всех контрактов соответствует стоимости оказания услуг, приведенной в информации, доведенной Министерством.
Таким образом, ФАС установлено, что размер денежных средств, выделенных каждому учреждению Министерства на заключение контракта, соответствует цене контрактов, в последующем заключенных ими с ООО «Драйвер». Кроме того, Министерство, в обоснование выбора ООО «Драйвер» в качестве поставщика услуг по системно-техническому сопровождению и администрированию АИС ЭСРН РМ, указало на необходимость наличия у поставщика лицензии УФСБ по Республике Мордовия. Однако на территории Республики Мордовия ООО «Драйвер» не является единственной организацией, имеющей право осуществлять услуги по системно-техническому сопровождению и администрированию АИС ЭСРН РМ. Учитывая тот факт, что в настоящее время АИС ЭСРН РМ действуют и в других регионах страны и услуги по их системно-техническому сопровождению и администрированию могут оказываться только организациями, имеющими лицензию ФСБ, выбор потенциальных исполнителей становится еще шире.
Суд, признал доказательством наличия соглашения между Министерством и ООО «Драйвер» последовательные взаимообусловленные действия, в том числе: опубликование 16.02.2015 на сайте www.zakupki.gov.ru извещения о проведении открытого конкурса на оказание услуг по сопровождению и администрированию АИС ЭСРН РМ; аннулирование 17.03.2015 открытого конкурса, заявки на участие в котором были поданы тремя хозсубъектами: ООО «Деловые сети», ООО «Драйвер», ООО «ЦНТиИ» и отказ от проведения повторной конкурентной процедуры; перераспределение суммы, предусмотренной на закупку услуги (3 154 534,02 руб.) между учреждениями Министерства, и заключение ими контрактов с единственным поставщиком — ООО «Драйвер». Суд отметил, что соглашение между указанными лицами привело к ограничению конкуренции, поскольку не были созданы равные возможности для всех хозсубъектов на заключение контрактов, в том числе ООО «Деловые сети», ООО «ЦНТиИ», ранее подававших заявки на участие в отмененном конкурсе. (Дело № А39-3907/2018)