Третий арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ГПКК «Губернские аптеки» (Красноярский край), подтвердив тем самым решение суда первой инстанции.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против предприятия по признакам нарушения абз.1 п.4 ч.1 ст.16 № 135-ФЗ, выразившегося в совершении согласованных действий, направленных на предоставление ГПКК «Губернские аптеки» возможности организации (размещения) аптечных пунктов при наличии иных заинтересованных лиц на осуществление аналогичной деятельности, а именно ООО «Олтат», что привело к недопущению конкуренции за право пользования государственным имуществом и доступа на рынок реализации фармацевтической продукции в территориальных границах с. Богучаны и п. Гремучий Богучанского района Красноярского края, чем ограничены права и законные интересы ООО «Олтат» и иных субъектов — потенциальных участников торгов.
Суд, соглашаясь с выводами ФАС, отметил, что ГПКК «Губернские аптеки» должно было напрямую обратиться в адрес КГБУЗ «Богучанская районная больница» для заключения договоров аренды помещений, а не использовать административный ресурс в лице, имеющего властные полномочия в отношении подведомственных учреждений здравоохранения, в том числе КГБУЗ «Богучанская районная больница». Такое содействие приводит к предоставлению необоснованных преимущественных условий деятельности ГПКК «Губернские аптеки» как субъекту рынка реализации лекарственных средств.
Между КГБУЗ «Богучанская районная больница» (арендодателем) и ГПКК «Губернские аптеки» (арендатором) заключен договор аренды краевого имущества. При этом ранее, до заключения указанного договора аренды (и дачи соответствующего согласия собственника на заключение договора) КГБУЗ «Богучанская районная больница» располагала сведениями о том, что ООО «Олтат» наряду с ГПКК «Губернские аптеки», имело намерение получить в аренду часть помещения в здании Богучанской районной больницы. Согласно позиции суда, предоставленное в аренду «Губернские аптеки» имущество, находится в здании поликлиники, где аккумулируется основной поток потенциальных потребителей фармацевтических товаров, соответственно, данное помещение предоставляет (может представлять) особый интерес для иных хозяйствующих субъектов, оказывающих розничную продажу фармацевтических товаров гражданам, либо потенциальных субъектов данного рынка. Несмотря на возможную заинтересованность иных хозяйствующих субъектов, в получении указанного имущества, со стороны КГБУЗ «Богучанская районная больница» не проводилось каких-либо мероприятий, в том числе, информирования о возможности получения данного имущества в аренду, в результате чего хозяйствующие субъекты, в том числе иные потенциальные участники рынка, не имели равную возможность реализовать свое право на получение такого имущества.
Также суд отметил, что передача государственного, краевого или муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к государственному или муниципальному ресурсу неопределенному кругу лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеозначенные права в отношении государственного, краевого или муниципального имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества государственными или муниципальными предприятиями или учреждениями на конкурсной основе, то есть путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к государственному или муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции. При наличии двух претендентов на заключение одного договора, как в рассматриваемом случае, необходимо проведение публичных процедур, поскольку проведение торгов способствует развитию конкуренции, позволяет установить хозяйствующего субъекта, предлагающего наилучшие условия. Кроме того, непроведение торгов при наличии более одного претендента на право заключения договора аренды приведет к ограничению, устранению, недопущению конкуренции субъектов, которые не смогли принять участие в борьбе за право пользования краевым имуществом.
Таким образом, суд пришел к выводу, что последовательно согласованные действия министерства, ГПКК «Губернские аптеки», КГБУЗ «Богучанская районная больница» были направлены на обеспечение ГПКК «Губернские аптеки» возможности организации (размещения) аптечных пунктов. (Дело № А33-1881/2018)