Источник изображения

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против АО «Федеральная пассажирская компания» (г. Ростов-на-Дону), подтвердив тем самым решение суда первой инстанции.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против ФПК по признакам нарушения части 1 статьи 17 №135-ФЗ, выразившегося в установлении в документации незаконного и ограничивающего круг участников закупки требования об обязательном предоставлении выписки из реестра. По мнению ФАС, в аукционной документации не предусмотрено право участника закупки не предоставлять выписку из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капремонта объектов капстроительства, в случае, если размер обязательств договору не превышает трех миллионов рублей.
На сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении аукциона на право заключения договора на выполнение работ по капремонту вагонного участка Ростов («Нежилые помещения пристройки здания вокзала Ростов-Главный») в интересах Северо-Кавказского филиала ФПК. Начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) составила 3 146 399,20 рублей с НДС. На участие в аукционе было подано 3 заявки: от ООО «Донской Строитель»; от ООО «СтройИнвест»; от ООО СК «Капитал». Заявка ООО «Донской Строитель» была отклонена в связи с несоответствием заявки требованиям аукционной документации, а именно: в составе заявки не представлена выписка из реестра членов СРО в области строительства, реконструкции, капремонта объектов капстроительства, членом которой является участник.
В аукционной документации закреплено требование о предоставлении участником закупки выписки из реестра членов СРО в области строительства, реконструкции, капремонта объектов капстроительства, без каких-либо условий и исключений. Вместе с тем, в соответствии с действующим законодательством выписки из реестра членов указанной СРО не требуется, если цена договора не превышает 3 млн. рублей. В свою очередь в соответствии с аукционной документацией непредставление такой выписки, является основанием для отказа в допуске к участию в аукционе соответствующего участника. Таким образом, если НМЦК превышает 3 млн. рублей, участник аукциона, снизивший при проведении торгов цену до 3 млн. и менее и не представивший выписку из реестра членов СРО, будет соответствовать требованиям ГК РФ, но не будет соответствовать требованиям аукционной документации.
Суд отметил, что ни положение о закупках, ни аукционная документация не содержит условия о том, какие требования должны предъявляться к тем участникам торгов, которые могут сделать предложение о цене договора, не превышающее 3 млн. рублей.
На момент рассмотрения заявок закупочная комиссия ФПК не знала цену договора, предлагаемую данными участниками. При этом, недопущенный к участию в аукционе участник не смог принять участие в процедуре торгов и снизить цену. Следовательно, суд пришел к выводу, что закупочная комиссия должна была проверять в составах заявок участников аукциона наличие или отсутствие выписки из реестра СРО именно при подведении итогов аукциона, после окончания процедуры торгов. В случае, если бы кто-либо из участников предложил цену договора 3 млн. рублей и менее, то такие участники аукциона не обязаны были бы предоставлять в своих заявках выписку из реестра СРО. Однако, закупочная комиссия, руководствуясь положениями документации, была вынуждена отказать в допуске к участию в аукционе тем участникам, которые не представили в составе своих заявок на участие в аукционе выписку из реестра членов саморегулируемой организации, тем самым не позволив им принять участие в торгах и снизить цену до трех миллионов и меньше. (Дело № А53-6899/18)