Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд отменил решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, подтвердив тем самым решение суда первой инстанции. Суды не дали ФАС вторично разрушить складывающийся рынок концессий (вспомним громкое башкирское дело). Деструктивная позиция руководства ФАС и лично Игоря Артемьева в отношении концессий не позволяет нашей стране в полной мере использовать этот эффективный механизм для строительства дорог, больниц, объектов инфраструктуры. Артемьев и ФАС держатся за кривую реальность №44-ФЗ, по которому можно закупать в разы дороже рынка, каждый год ремонтировать одну и ту же дорогу, закупать некачественные, неэффективные лекарства вместо жизненно необходимых.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против Министерства по признакам нарушения частей 1 и 5 статьи 17 № 135-ФЗ, выразившегося в проведении конкурса на заключение концессионного соглашения, проект которого представлял собой сложный договор, включающий оказание услуг в нескольких отраслях, предусматривающих лицензирование, а отдельные услуги должны оказываться на протяжении 10 лет.
Суд посчитал, что имеются существенные нарушения публичного порядка при вынесении решения ФАС, которые выразились в несоблюдении ФАС требований к порядку вынесения решений, что привело к несоответствию содержащихся в решении выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. В оспариваемом Решении ФАС отражено лишь обобщенное название предмета концессионного соглашения: «Конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении помещения сроком на 10 лет для оказания услуг лечебного питания в Детской республиканской клинической больнице Республики Татарстан».
Приведенная информация не свидетельствует о том, что ФАС был установлен предмет договора, право на заключение которого было предметом конкурса. Концессионный договор является сложным, включающим в себя договора подряда, поставки и другое. Имеющееся в тексте решения ФАС указание на то, что Концессионер обязуется в рамках требований, установленных техзаданием, реконструировать объект здравоохранения для оказания услуг лечебного питания в указанной больнице, не позволяет сделать вывод о непосредственном содержании и объеме оказываемых услуг.
Согласно позиции суда, указание на то, что концессионер обязуется за свой счет разработать и утвердить проектно-сметную документацию, реконструировать и осуществить оснащение Объекта концессионного соглашения, провести мероприятия по внедрению новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замене морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным оборудованием, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств Объекта концессионного соглашения, право собственности на которое принадлежит Концеденту, носит общий характер, не позволяющий сделать вывод о том, что ФАС при рассмотрении дела определила предмет, поскольку отсутствует состав работ и сроки. Описание предмета договора как осуществление деятельности по оказанию услуг организации лечебного питания пациентов, в том числе новорожденных детей и детей грудного возраста, находящихся на лечении, и ухаживающих за ними (родитель, иной член семьи или иной законный представитель, находящийся с ребенком), с эксплуатацией Объекта концессионного соглашения также недостаточно информативно для целей доказывания нарушения, поскольку отсутствуют предмет соглашения и сроки. В решении ФАС сделан вывод, что объектом концессионного соглашения является объект указанная больница, заключенное концессионное соглашение обязывает больницу заключать договоры на организацию лечебного питания пациентов по условиям данного конкурса только с победителем на протяжении 10 лет.
Суд установил, ФАС не был исследован и определен временной интервал, так как указание на 10 летний срок для оказания услуг лечебного питания является недостаточным, поскольку в Решении не установлено начало срока. Кроме того, ФАС не был исследован и определен предмет торгов. Суд пришел к выводу, что ФАС не предоставила доказательств нарушения со стороны Министерства.
Суд сделал вывод о том, что Решение ФАС не соответствует требованиям №135-ФЗ нарушают права и законные интересы в сфере иной экономической деятельности Министерства, поскольку препятствуют Министерству в реализации его полномочий. Минземимущество РТ принимает решения о предоставлении прав владения и пользования объектами, находящимися в собственности Республики Татарстан, в том числе по концессионным соглашениям. (Дело № А65-20052/2018)