Источник изображения

Третий арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против АО «Народный банк Республики Тыва», подтвердив тем самым решение суда первой инстанции.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против ООО «НБТ» по признакам нарушения п. 4 ст. 16 № 135-ФЗ, выразившегося в заключении трехсторонних соглашений при исполнении государственных контрактов, предоставляющих (имеющих возможность предоставить) преимущественные условия деятельности АО «НТБ» на рынке банковских услуг.
ФАС установлено, что трехсторонние соглашения между ООО «НТБ» и иными компаниями заключены в рамках исполнения государственных контрактов, заключенных между ГКУ РТ «Госстройзаказ» и подрядчиками, для учета, контроля за расходованием целевых денежных средств, перечисляемых ГКУ «Госстройзаказ» на расчетные счета открытых в АО «НБТ».
Согласно выводам ФАС, ГКУ РТ «Госстройзаказ» и АО «НБТ», заключив трехсторонние соглашения с поставщиками на этапе исполнения государственных контрактов, предусматривающих условие о перечислении денежных средств на расчетные счета поставщиков, открытых именно в АО «НБТ», создали ситуацию при которой поставщики с ранее обслуживаемых банковских учреждений при исполнении государственного контракта вынуждены, были перейти на обслуживание в АО «НБТ», и тем самым ущемляя интересы иных кредитных организации, имеющих возможность оказать аналогичные услуги, лишили права конкурировать между собой за возможность заключения указанных соглашений на равных условиях, что прямо запрещено пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, а заинтересованность АО «НБТ» заключается в получении прибыли от осуществления хозяйственной деятельности на рынке банковских услуг, в частности удержание комиссии в рамках расчетно-кассового обслуживания по расчетным счетам подрядных организаций, являющихся сторонами трехсторонних соглашений.
Из условий трехсторонних соглашений следует, что ГКУ РТ «Госстройзаказ» до конца 2016 года перечисляет денежные средства на расчетные счета подрядчиков, открытых в АО «НБТ», в свою очередь, АО «НБТ» исполняет операции по выдаче подрядчикам денежных средств только после получения от ГКУ РТ «Госстройзаказ» письменного разрешения на выполнение такой операции.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом антимонопольного органа о том, что заинтересованность АО «НБТ» состоит в получении прибыли от осуществления хозяйственной деятельности на рынке банковских услуг, в частности удержания комиссии в рамках расчетно-кассового обслуживания по расчетным счетам подрядных организаций, являющихся сторонами трехсторонних соглашений, и привлечение во вклады денежных средств. На территории Республики Тыва банковские услуги кроме АО «НБТ» оказывают иные кредитные организации. Заключение трехсторонних соглашений именно с АО «НБТ» предоставляет последнему преимущественные условия на данном рынке услуг, что свидетельствует об ограничении конкуренции (ущемлены интересы иных кредитных организаций, имеющих возможность оказать аналогичные услуги, что в свою очередь лишило права конкурировать между собой за возможность заключения соглашений на равных условиях).
Также суд, соглашаясь с позицией ФАС, отметил, что ФАС вменяет нарушение пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившееся в заключении трехсторонних соглашений, предоставляющих (имеющих возможность предоставить) преимущественные условия АО «НБТ» на рынке банковских услуг, а не в связи с осуществлением Банком полномочий по контролю расходования средств на расчетных счетах. (Дело № А69-390/2018)