Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд отменил решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ООО «ТамбовТехМонтаж», отменив тем самым решение суда первой инстанции. Компания является малым предприятием.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против компании по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 № 135-ФЗ, выразившегося в заключении антиконкурентного соглашения с целью поддержания цен на торгах по строительству инженерных сооружений для нужд муниципальных образований Тамбовской области.
Постановлением ФАС малому предприятию было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 388 800 руб.
Как и подавляющее большинство выявленных ФАС «картелей», в рассматриваемом деле малый бизнес попался на использовании одного IP-адреса. ФАС идет по пути наименьшего сопротивления, выявляя «картели» с помощью ЕИС www.zakupki.gov.ru, функционал которой теперь позволяет регулятору отслеживать заявки, поданные с одного IP-адреса, с едиными свойствами файлов и т.д. Но на самом деле, на экономию путем использования одного IP-адреса идет только малый и микробизнес. Короли госзаказа на такое не ловятся, и торги, под них «заточенные», остаются вне поля зрения ФАС.
Важны еще два аспекта. Именно ФАС создала «кривую» систему госзаказа в нашей стране с аукционным креном и мелочным процедурным контролем. Частью этой системы являются высокие входные барьеры для участия в закупках (регистрация на электронных площадках, покупка ЭЦП, внесение обеспечения, временные и трудозатраты на то, чтобы разобраться и участвовать в злополучных аукционах и т.д.). И вот когда малый бизнес кооперируется, чтобы минимизировать эти затраты, он получает обвинения в картельном сговоре. Наконец, в данном кейсе малые предприятия делили лоты, поочередно становясь победителями тендеров. Не позволяет ли это поддерживать конкурентную среду? Ведь принцип аукционной системы, придуманной ФАС – победитель получает всё, а остальные должны уйти с рынка и зачастую из бизнеса. Формально нарушая правила кривой реальности, созданной ФАС, компании поддерживают конкурентную среду, оставляя на плаву большее число участников рынка.
В период с 2016 по 2017 годы ООО «Тамбовгеология», ООО «ТамбовТехМонтаж» и ООО «Контурстрой» приняли участие в 8 аукционах в электронной форме на выполнение работ по реконструкции водопровода. Указанные аукционы завершились с минимальным снижением начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) — 0,5%-1%. Анализ вышеуказанных аукционов показал, что они не являлись конкурентными. ООО «Тамбовгеология» либо ООО «ТамбовТехМонтаж» поочередно подавали ценовые предложения на аукционах. Отсутствие конкуренции на торгах позволяло указанным лицам заключать контракты с минимальным снижением цены контракта (0,5%-1%). При участии в конкурентных торгах того же периода времени и аналогичных по предмету НМЦК была снижена на 3% — 37%.
По мнению ФАС, результаты вышеуказанных 8 аукционов свидетельствуют об отсутствии конкуренции между их участниками. Более того, поочередное участие ООО «Тамбовгеология», ООО «ТамбовТехМонтаж» в аукционах с подачей ценовых предложений обеспечивало им возможность заключать контракты по максимальной цене. Данные обстоятельства не являются по мнению ФАС простым или случайным совпадением, а свидетельствуют о предварительной договоренности ООО «Тамбовгеология» и ООО «ТамбовТехМонтаж», что подтверждается следующим: однотипные систематические действия компаний на аукционах на протяжении длительного периода времени (2016-2017 гг.); процент снижения НМЦК незначительный — 0,5-1%, в то время как в конкурентных торгах от 3% до 37%; подача заявок и ценовых предложений, а также подписание контрактов в ряде аукционов с одних IP-адресов; наличие тесных финансовых и экономических связей между ООО «Тамбовгеология» и ООО «ТамбовТехМонтаж». Данные обстоятельства свидетельствуют о тесном совместном сотрудничестве ООО «Тамбовгеология» и ООО «ТамбовТехМонтаж» с целью получения выгодного для обеих сторон результата при участии в аукционах. ООО «Тамбовгеология» и ООО «ТамбовТехМонтаж» совершали юридически значимые действия, такие как подача заявок на участие, подача ценовых предложений и подписание контрактов, используя совместную инфраструктуру и оборудование, а также применяя единую стратегию поведения на аукционах (в пользу одной из компаний).
При этом судом сделан вывод о том, что размер штрафа в сумме 2 388 800,00 руб. является для ООО «ТамбовТехМонтаж» значительной и может быть снижена. В связи с этим суд перво инстанции счел необходимым изменить административное наказание, назначив ООО «ТамбовТехМонтаж» административное наказание по части 2 статьи 14.32 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 2 000 000 руб. Апелляция отменила решение суда первой инстанции и назначила малому предприятию штраф в размере 1 060 778 руб. (Дело № А64-9816/2018)