Источник изображения

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) под руководством Игоря Артемьева давно превратилась в орган, который с монополиями не борется, а всячески их поддерживает и создаёт, а конкуренцию разрушает. У руководства ФАС сложились тесные отношения с некоторыми компаниями, занимающими ведущее или монопольное положение на отдельных рынках, и служба активно действует в их интересах (странно, что эти факты не привлекают внимание компетентных органов).
Вот и на рынке электронных торговых площадок (ЭТП) ФАС давно и последовательно лоббирует интересы ЗАО «Сбербанк-АСТ», закрывает глаза на ее нарушения, да и сам рынок электронных торгов для госзакупок ФАС формировала во многом под указанную площадку.
И вот сейчас господин Артемьев выступает с очередной инициативой в помощь «Сбербанк-АСТ» и в ущерб малым ЭТП. Его ведомство предлагает изменить федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — №127-ФЗ), передав торги на 8 ЭТП, отобранных ранее и аккредитованных для работы с госзакупками в рамках №44-ФЗ. Таким образом, ФАС предлагает исключить норму о саморегулируемых организациях (СРО) ЭТП, сложившаяся инфраструктура рынка будет перекроена (в настоящее время торги организуют арбитражные управляющие или юрлица-члены СРО, занимающихся проведением торгов), и пять десятков ЭТП, в первую очередь небольших, будут с него вытеснены. В который раз разрушаются институты саморегулирования бизнеса, при том что Президент и Правительство неоднократно поддерживали идею СРО…
ФАС также предлагает ввести специальные счета (спецсчета) для участников «банкротных» торгов, что неизбежно увеличит их издержки, что в совокупности с монополизацией рынка банкротных торгов восемью «федеральными» ЭТП вызовет рост тарифов. А сейчас в торгах по банкротству деньги появляются только по факту реализации имущества, что может занимать долгое время, поэтому сформировалась своеобразная экосистема, торги проводятся в кредит, либо по фиксированному тарифу за любое число торгов.
Кстати, масштаб сговоров и мошенничества в аукционах федеральных ЭТП по госзакупкам просто колоссальный (ФАС это признает, но решение проблемы перекладывает с больной головы на здоровую, предлагая ужесточить уголовную ответственность за картели). Вирусами мошенничества и сговоров непременно будут заражены и аукционы по реализации имущества банкротов. При том, что ФАС ежегодно рассматривает порядка 100 тыс. жалоб по торгам на 8 федеральных ЭТП в рамках контроля госзакупок, за всё время работы было всего 3 жалобы, предписания по которым площадками исполнены. Таким образом, утверждения ФАС, что банкротные торги проходят на ЭТП-однодневках с массой нарушений не соответствует действительности.
Нет ничего странного в том, что рынок торгов по банкротству с 48 ЭТП действует намного эффективней, вызывает меньше нареканий у потребителей, предоставляя им более качественные услуги, чем рынок торгов по госзакупкам с 8 ЭТП. На первом намного меньше мошенничества и сговоров, чем на втором. И ФАС как орган, призванный защищать конкуренцию, по идее должна предлагать открыть для всех 48 ЭТП по банкротству доступ к госзакупкам, а не наоборот.
Более того, если ФАС удастся продавить свою инициативу, то рынок торгов по банкротству будет монополизирован даже не восемью, а только тремя федеральными ЭТП, потому что только 3 из 8 имеют соответствующее программное обеспечение и опыт проведения подобных торгов. И вряд ли остальные 5 будут в нынешних условиях инвестировать в соответствующее программное обеспечение. То есть рост тарифов может быть весьма существенным (истории неизвестны случаи, когда бы монополизация приводила к снижению цен и выгод для потребителя), что ударит в первую очередь по мелким торгам. Ведь в ходе торгов по банкротству часто реализуется неликвидное малоценное имущество (подержанные авто, изношенное оборудование, старая мебель и т.д.
А по физлицам – участникам торгов ударит инициатива ФАС об обязательном введении спецсчетов, и многие из них просто не захотят больше участвовать в торгах, что снизит конкуренцию на банкротных аукционах. Возможно, скоро мы узнаем, что бенефициаром инициативы ведомства Игоря Артемьева является не только «Сбербанк-АСТ», но и некоторые компании, намеренные по дешевке прибрать к рукам имущество обанкротившизся конкурентов.
Кстати, из всех участников рынка, как 48 банкротных ЭТП, так и 8 федеральных ЭТП, только «Сбербанк-АСТ» публично поддерживает инициативу ФАС. В очередной раз наша антимонопольная служба используется господином Артемьевым для передела и монополизации рынка в интересах дружественных ему структур.