Наконец-то Федеральная антимонопольная служба (ФАС) внес что-то похожее на то, что от него требовалось. ФАС согласилась ввести иммунитеты для субъектов малого бизнеса (МСП), если они учреждены физлицами. Однако, физлицо может зарегистрировать малое предприятие на себя, а может — на свою компанию, но от этого он не становится монополистом. Хорошо, что иммунитеты для малого бизнеса вводятся по закону о торговле — действительно, по этому закону 2 ларька — это уже торговая сеть, и что сейчас антимонопольные требования действуют и в отношении таких «сетей» — неправильно. Другими позитивными чертами законопроекта является ликвидация «Реестра монополистов» (2/3 его фигурантов — МСП), запрет на признание доминирующей компании с долей рынка <35%.
Однако, в части соглашений законопроект ФАС не приведет к значительному ослаблению административного давления на МСП. ФАС согласился разрешить только «иные» соглашения МСП, хотя опыт подавляющего большинства развитых и развивающихся стран показывает, что под контролем антимонопольщиков должны остаться только соглашения крупных компаний, имеющих значительную долю рынка. То есть необходимо ввести допустимость по всем видам соглашений (не только «иным», но и вертикальным, координации экономической деятельности, согласованным действиям и даже горизонтальным — за исключением сговоров на торгах), как для МСП, так и для компаний, чья суммарная доля на рынке не превышает 20%. Этого законопроект ФАС, к сожалению, не предусматривает. А ведь именно по «картельным» и иным делам о соглашениях делам к ФАС наибольшие нарекания –2/3 дел возбуждаются против малого бизнеса, среди них – знаменитый «картель батутов», картель мужа и жены фермеров. ФАС называет антиконкурентным соглашением просьбу одного предпринимателя другому подменить его на маршруте, т.к. его «Газель» находится в ремонте, или договор психбольницы с областной больницей Биробиджана об участии психиатров в медкомиссиях.