Правительство может получить право освобождать компании от обязанностей раскрывать информацию, в том числе во время проведения закупок. Ряд компаний получит право не размещать данные о поставщике, подрядчике и исполнителе закупки. Как ожидается, данные нормы коснутся, в первую очередь, предприятий «оборонки». Кроме того, преференции могут получить и другие «предприятия стратегического значения». Какие конкретно компании будут претендовать на это право пока не понятно.
Директор Института повышения конкурентоспособности Алексей Ульянов заявил, что работа по повышению прозрачности в сфере госзакупок дошла до абсурда.
«Огромный массивы данных был переведен в открытый доступ. Это абсолютно несистематизированная информация. В ней содержатся и все финансовые показатели – цены поставщиков и т.д. Ни в одной стране мира такой прозрачности нет. И другие страны, в том числе США, не спешат перенимать наш «передовой» опыт. Дело в том, что есть еще вопросы национальной безопасности», – отметил эксперт.
Он подчеркнул, что электронные технологии будут все плотнее и плотнее входить в жизнь.
«Однако должно быть несколько уровней открытости. В открытом доступе должна быть такая информация, как объявления о закупках. Какие-то же нюансы, касающиеся закупок, можно не вывешивать в открытый доступ. Они должны быть доступны только руководству и общественным контролерам. Выкладывание данных о закупках в открытый доступ нельзя ставить во главе угла, когда мы говорим о снижении коррупционных рисков», – заключил эксперт.
Поправки будут внесены в закон об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, о бухучете. В Госдуму они поступили во вторник. Авторы документа заявляют, основная его цель – повышение обороноспособности страны. Инвесторы, наоборот, бьют тревогу – на рынке появится ряд публичных компаний, не раскрывающих информацию.
Изменения вносятся в закон о госзакупках. Правительство сможет в соответствие с ними определять перечень случаев, когда компании не обязаны размещать информацию о поставщике, подрядчике и исполнителе в Единой информационной системе закупок. В отдельных случаях компании также смогут не направлять обязательные экземпляры бухгалтерской отчетности вместе с аудиторскими заключениями в государственный информационный ресурс. Сегодня данная норма действует только в случае, когда документы касаются гостайны.
Кроме того, поправки вносятся в закон о рынке ценных бумаг. Изменения коснутся статьи об освобождении эмитента от обязанности раскрывать информацию о ценных бумагах. Правительство будет иметь право определять случаи, когда эмитенты не раскрывают ежеквартальные отчеты и консолидированную финансовую отчетность.
Еще одни изменения затронут закон о консолидированной финансовой отчетности. Сегодня финансовая отчетность, где есть информация, составляющая гостайну, не публикуется. Авторы документа предлагают к гостайне добавить некоторые сведения на усмотрение правительства, с которыми финансовая отчетность также не может быть опубликована.
Генеральный директор «ТЭК-Торг» Дмитрий Сытин в комментарии Torg94 подчеркнул, что данные поправки – решение обоснованное.
По его словам, до последнего времени все изменения законодательства о госзакупках преследовали одну цель – достигнуть максимальной публичности и открытости закупок.
«Однако если мы посмотрим на западные страны, то увидим, там такого нет. Все стратегические закупки там не открываются. Если у нас внесенные поправки будут правильно реализованы и начнут правильно применяться, то это решение правильно. Главное, чтобы они не ухудшили публичность и прозрачность закупок», – отметил эксперт.
Он добавил, что поправки могут коснуться и госкомпаний.
«К примеру, вот посмотрим на «Алмаз-Антей». Это госкомпания стратегического значения, – уточнил Дмитрий Сытин. Он подчеркнул, что при отборе компаний, на которых будут распространяться поправки, надо смотреть не на форму владения, а на их стратегическую значимость».
Отвечая на вопрос, могут ли данные поправки ухудшить инвестиционную привлекательность компаний, Дмитрий Сытин ответил, что если их применять избирательно и вводить лишь для некоторых закупок, они никак на это не повлияют».
Как отметил директор Института анализа предприятий и рынков Высшей школы экономики Андрей Яковлев, «оборонные закупки» и так достаточно закрыты.
«Сегодня оборонные предприятия часто проводят закупки у единственного поставщика. Это делается в том числе, чтобы не разглашать внутреннюю информацию компаний», – отметил экономист.
По его словам, оборонные предприятия относятся, как правило, к госсектору.
«Они не рассчитывают на привлечение инвестиций. Поэтому станут ли они инвестиционно менее привлекательными или нет для них не важно. С точки зрения же контроля за эффективностью госзакупок, его можно осуществлять и без публикации всех данных. Просто у профильных ведомств должны быть свои эффективно работающие процедуры мониторинга закупок», – заключил экономист.
Источник: TORG94.