В марте предложения, как реформировать систему госзакупок, в Минфин направило и Минэкономразвития, когда-то курировавшее госзаказ. «Ведомости» ознакомились c копией письма, его подлинность подтвердил представитель Минэкономразвития. Предложения еще предстоит обсудить с ведомствами и деловыми ассоциациями, говорит представитель министерства. Предложения поступили и рассматриваются, отмечает представитель Минфина. Часть предложений уже вошла в общий законопроект ведомств, часть еще нужно обсудить, говорит замруководителя Федеральной антимонопольной службы Михаил Евраев.
Минэкономразвития предлагает ускорить процесс закупок, а саму систему сделать более ориентированной на импортозамещение. Если ведомство закупает товар или услугу у единственного поставщика, сейчас оно не подпадает под требования импортозамещения, которые для конкурентных видов закупок действуют, пишет министерство и предлагает проработать механизм поставок товаров по контрактам с единственным поставщиком. А также дать правительству право устанавливать размер авансов по контрактам, подпадающим под импортозамещение.
За I–III квартал 2018 г. на госзакупки у единственного поставщика пришлось больше половины всех контрактов, отчитывался Минфин.
Сейчас в госзаказе уже есть прямые запреты на покупки иностранных товаров, а также приоритеты для российских производителей. Так, при закупке медицинских изделий действует правило «третий лишний»: если в закупке есть хотя бы два предложения с товарами российского производства, иностранные аналоги автоматически отклоняются. При закупке товаров легкой и пищевой промышленности отечественным товарам дается ценовая преференция в 15% по сравнению с указанной в заявке, а в случае победы договор заключается по цене заявки. Покупать иностранное программное обеспечение и мебель при наличии российских аналогов и вовсе нельзя. Минпромторг предлагает распространить такой запрет также на закупку компьютеров, бытовой техники, телекоммуникационного оборудования. Найти российские аналоги таких товаров госзаказчики смогут в реестре российской радиоэлектроники, который создает Минпромторг.
Пока все действия по поддержке импортозамещения через госзаказ не привели к видимым результатам, считает руководитель Центра размещения госзаказа Александр Строганов. Если поставщик единственный, он потенциально может поставить любую продукцию, в том числе и зарубежную, говорит руководитель аналитического центра «Интерфакс-ProЗакупки» Георгий Сухадольский. Если уж правительство определяет единственного поставщика, нужно заранее грамотно прописать, что продукция от него должна быть приоритетно российская, продолжает он, но важно, чтобы это было понятно прописано.
Пока предприятия не стремятся замещать импортную продукцию отечественной. В 2018 г. компании снова начали закупать импортное оборудование, а доля предприятий, вводящих в действие отечественное оборудование, снизилась с 91 до 81%, указывают эксперты Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики. 73% промышленных предприятий и вовсе не вкладывались в проекты, направленные на создание импортозамещающей продукции.
Эффективность стимулирования импортозамещения через госзаказ вызывала вопросы и у самого Минэкономразвития. Меры снижают конкуренцию на торгах, растут цены, качество продукции снижается, говорил, будучи замминистра экономического развития, Евгений Елин в 2016 г. Стоимость может расти временно, но это не критично, сказал представитель Минэкономразвития, предложение же направлено на расширение полномочий правительства при реализации нацпроектов.
Среди других мер Минэкономразвития – сократить число разрешенных процедур: отказаться от запроса котировок и предложений, перейти на электронный аукцион (такие же предложения есть у Минфина и ФАС). Аукцион не только не подходит для закупок, но и губителен для импортозамещения, считает директор Института повышения конкурентоспособности Алексей Ульянов, отечественные товары могут конкурировать только по соотношению цена – качество, по цене они всегда проиграют – например, китайским. Получается, одной рукой Минэкономразвития поддерживает импортозамещение, а другой все усложняет, констатирует он.
Также министерство предлагает ускорить и упростить систему госзаказа за счет цифровизации: перевести в электронный вид документы об исполнении контракта, ограничив сроки рассмотрения и согласования единственного поставщика. В Единой информационной системе уже есть личные кабинеты, через которые можно обмениваться данными, объясняет министерство.
В электронную форму можно перевести и банковские гарантии для обеспечения заявок (необходимы для участия в торгах, могут составлять 30% от суммы заказа). У самой гарантии должна быть типовая форма, чтобы снизить издержки участников закупки. На практике банки никогда не отказывают в выдаче гарантии из-за проблем с ее заполнением, удивлен Строганов.
Реформировать систему госзаказа поручил первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов в феврале. Предложения уже подготовили ФАС, Федеральная налоговая служба. А некоторые меры для упрощения госзаказа власти уже одобрили – в четверг правительство поддержало законопроект, по которому в случае форс-мажора можно изменить условия строительного контракта без проведения нового тендера (если цена и срок исполнения контракта не вырастут более чем на 30%), также проект предусматривает возможность продлить срок исполнения контракта, а при нарушении его условий сразу перезаключить контракт со вторым участником конкурентной закупки.
Автор: Андрей Гордеев.
Источник: Ведомости.​