Служба проверяет, почему компания Троценко получила без конкурса право строить терминал в местном аэропорту.
Аппарат губернатора и правительства Иркутской области 31 января подал два иска – к Федеральной антимонопольной службе (ФАС) и ее областному управлению. Арбитражный суд Иркутской области начнет рассмотрение их 11 марта.
Оба иска практически идентичны: истец требует признать незаконно полученной информацию и незаконными действия сотрудников ФАС и УФАС при проведении выездной проверки. В одном из исков аппарат губернатора требует признать незаконным и сам приказ антимонопольной службы о проведении внеплановой выездной проверки.
Проверка проводилась в ходе расследования признаков нарушения закона о защите конкуренции при выборе инвестора для строительства нового терминала в аэропорту Иркутска, рассказал «Ведомостям» руководитель управления ФАС по борьбе с картелями Андрей Тенишев. Это дело было возбуждено в октябре 2018 г. Согласно материалам суда приказ о внеплановой проверке ФАС издала 24 декабря, а 26 декабря сотрудники центрального аппарата и регионального управления ФАС нагрянули в правительство области, осматривали рабочие места чиновников, их рабочие компьютеры, снимали копии документов.
Аппарат губернатора Сергея Левченко просил об обеспечительных мерах: приостановить действие приказа ФАС, так как проверка проводилась без согласования с прокуратурой. Суд отказал, решив, что в данном случае согласования с прокуратурой не требовалось.
Правительство России еще в 2015 г. отдало региону 100% Международного аэропорта Иркутск, чтобы он по конкурсу нашел инвестора для строительства нового аэропорта за пределами города и, пока он строится, модернизировал существующую инфраструктуру. Минтранс России считает, что для обоих проектов нужен один инвестор. Новый аэропорт потребует десятки миллиардов рублей вложений, а владение действующим прибыльным аэропортом сделало бы проект привлекательнее для частных инвесторов.
Левченко не раз заявлял, что инвестором станет холдинг «Новапорт» Романа Троценко. Хотя другие игроки – «Базовый элемент» Олега Дерипаски и «Аэропорты регионов» Виктора Вексельберга неоднократно говорили об интересе к проекту и призывали провести конкурс. О необходимости конкурсного отбора говорили Минтранс и ФАС. Несмотря на это, Иркутская область в 2018 г. объявила, что новый терминал в действующем аэропорту построят «Новапорт» и компания «Рампорт аэро» (владеет аэропортом «Жуковский», ее блокирующий пакет принадлежит «Ростеху»).
После этого ФАС возбудила дело, подозреваемые по нему сам Левченко, правительство Иркутской области, компании «Рампорт аэро», «Рампорт безопасность» (переименована в «Терминал Иркутск» – это СП «Рампорт аэро» и «Новапорта», которое должно строить терминал), ИК «Аеон», «Новапорт», «Система управления» и Международный аэропорт Иркутск.
«Проверки проведены во всех компаниях. В 20-х числах марта мы планируем составить акты проверок. Губернатор Иркутской области еще не опрашивался», – рассказал Тенишев. Иногда выездные проверки ФАС проводятся при поддержке полиции, но проверка в правительстве области проведена только силами антимонопольного ведомства, добавил он.
«В случае проведения конкурса на строительство терминала и аэропорта мы готовы в нем участвовать», – говорит представитель «Ростеха». «Новапорт» и «Рампорт аэро» сами никаких действий не предпринимали. Губернатор предложил проект и выделил землю – если было сделано странно, то это вопрос к областным властям, указывает человек, близкий к одному из инвесторов. Другой человек, близкий к инвесторам, добавляет, что работа по новому терминалу приостановлена до вынесения решения ФАС.
«Если добытая ФАС информация будет признана незаконно полученной, то ведомство не сможет ее использовать в качестве доказательств при вынесении решения по делу», – говорит старший юрист фирмы BMS Law Firm Тарас Хижняк. «Очень сложно доказать, что ФАС провела проверку с процедурными нарушениями, например не уведомила проверяемое лицо не менее чем за 24 часа, – отмечает партнер юрфирмы «Нафко» Павел Иккерт. – Если Иркутской области это удастся, случай будет исключительным». С другой стороны, если проверяемый знает, что при проверке получены доказательства явного нарушения антимонопольного законодательства, то эффективнее добиваться именно отмены самой проверки, чем потом оспаривать в суде ее результаты, добавляет Иккерт.
Запросы «Ведомостей» представителю Левченко и в «Новапорт» остались без ответа.
Автор: Александр Воробьев.
Источник: Коммерсант.