Верховный Суд в своем решении от 18.11.2019 указал, что ФАС обязана применять свои полномочия только для пресечения действительных, а не мнимых нарушений в сфере закупок.
Верховный суд: заказчик вправе использовать ГОСТ для оценки репутации строительных компаний
Заказчик провёл запрос предложений на завершение строительства поликлиники, установив по критерию деловой репутации требование соответствия участника ГОСТ Р 66.1.03-2016 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности».
Питерский УФАС по жалобе компании аннулировал закупку, посчитав, что такое требование заказчика ограничивает конкуренцию (ст. 8 Закона 44-ФЗ). Суды первой и апелляционной инстанции решение УФАС признали незаконным, но арбитраж округа в споре между принципом обеспечения конкуренции и необходимостью наличия у строительных компаний деловой репутации поддержал позицию УФАС🙈
Верховный суд отменил решение арбитражного суда северо- западного округа, поставив точку в многолетних спорах о допустимости применения заказчиками ГОСТа о деловой репутации при проведении закупок в сфере строительства📣
Оценка заказчиком деловой репутации в рамках действующего ГОСТа не препятствует подаче заявок, а отсутствие документов, подтверждающих такое соответствие, не является основанием для отклонения комиссией заказчика заявки подрядной компании. Не ограничивает конкуренцию и установление заказчиком условия о подтверждении участником закупки соответствия ГОСТу на основе двух систем добровольной сертификации.
Решение Верховного суда — яркий пример постоянного конфликта принципа обеспечения конкуренции (в его понимании каждым конкретным УФАС) и необходимостью определения заказчиком квалифицированного подрядчика. Конкуренция — не самоцель и никогда ей не будет в закупках.
Источник: телеграм-канал «Закупки и госзаказ».