Эксперты рассказали о самых популярных способах «заточить» закупку под своего поставщика, а также объяснили – почему иногда их используют даже добросовестные заказчики.
Зачем они это делают?
По словам руководителя Аналитического центра «Интерфакс-ProЗакупки» Георгия Сухадольского, о заточках можно говорить только в конкурентных процедурах. В них заказчик заранее устанавливает в документах требования к продукции, процессам ее производства, поставщику, команде исполнителя и т.д.
Эксперт выделяет три категории заточек.
Случайные. Заказчик скопировал часть техзадания из интернета, а потом оказалось, что требованиям соответствует единственный поставщик.
Сознательные — для получения личной выгоды.
Сознательные — для заключения контракта с надежным исполнителем.
«Сложность в том, что нередко отличить заточку от качественных конкурентных требований может только отраслевой эксперт, разбирающийся в нюансах техтребований. Поэтому иногда для сложных закупок проводят аналог технического и ценового аудита проекта, полученного от «технарей». Размещают проект ТЗ в публичном доступе для обсуждений, приглашают профильных экспертов и т.д.», – добавляет Сухадольский.
Итак, что могут сделать недобросовестные заказчики, чтобы избавиться от лишних поставщиков в своих закупках?
Спрятать закупку
Скрыть закупку весьма просто. Заказчик может указать другой классификатор, который не соответствуют фактическому предмету закупки. В результате поставщики не могут найти ее и принять участие.
Хотя этот способ постепенно уходит из арсенала недобросовестных заказчиков. В первую очередь из-за совершенствования ЕИС и механизмов поиска закупок для поставщиков, говорит Тимур Баязитов, партнер коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры».
Попросить помощи у поставщика
Заказчик может обратиться к своему поставщику за «помощью» в подготовке технического задания и закупочной документации. Естественно, потенциальный победитель сформирует эти документы под себя.
Установить избыточные требования
Заказчик может установить много формальных требований, которым соответствуют одна-две компании на рынке, отмечает Тимур Баязитов. Например, поставщик должен иметь в собственности или арендовать объекты недвижимости определенной площади, не менее 50 официально трудоустроенных работников и т.д. На деле же выполнить контракт можно и без этих требований.
Встречаются невыполнимые условия из серии «покрасить стену за 24 часа тремя слоями краски, высыхающей за 12 часов». Подобные условия, по словам Кирилла Кузнецова, руководителя Центра эффективных закупок Тендеры.ру, обрекают поставщика на расторжение контракта. А вот для «своих» на невозможность их исполнения закрывают глаза.
Запутать документацию и спровоцировать ошибки
Еще один классический прием – заказчик сознательно запутывает документацию или устанавливает требования, которые гарантируют технические ошибки в заявках.
«Требуется указать в заявке, что продукция должна соответствовать некоторому ГОСТу и конкретное значение в заданных рамках (от 10 до 20). Казалось бы, что проще – например, 14. Однако в ГОСТе предусматривается лишь значения 11, 15 и 19», — рассказывает Кирилл Кузнецов.
Если поставщик видит недостатки в документах заказчика, то самый оперативный инструмент – запрос разъяснений, напоминает Георгий Сухадольский: «В грамотно составленном запросе поставщик может и обратить внимание заказчика на недостатки, и предложить пути их устранения. А добросовестные заказчики всегда внимательно отрабатывают подобные запросы и готовы вносить изменения для того, чтобы закупка получилась максимально эффективной».
Отклонить заявку за формальное нарушение
«Наше законодательство фактически дает заказчику неограниченные возможности отсечь неугодного поставщика, — комментирует Алексей Ульянов, директор Института повышения конкурентоспособности. – Совсем недавно от тендера на строительство части комплекса ФНС в Московской области была отстранена фирма, у которой в документации нашли серьезную ошибку – одно слово было повторено дважды, то есть явная опечатка. В США, кстати, грамматические ошибки и опечатки поставщики имеют право исправить на любой стадии, а у нас – нет. Примечательно, что ФАС жалобу отклонила».
Георгий Сухадольский выделяет два подхода заказчиков. Часть считает, что если поставщик не сумел выполнить формальности, то нельзя рассчитывать на качественное исполнение контракта. Другие же считают, что самое важное — наилучшее исполнение контракта, а не правильное оформление.
«Если поставщик производит высококачественные задвижки, то надо не требовать от него быть великолепным «тендерщиком», а запросить разъяснения по заявке и дать возможность доработать формальные документы. Если, конечно, такое возможно в зависимости от законодательства — 44-ФЗ, 223-ФЗ или ГК РФ», — говорит Сухадольский.
Устроить сговор на торгах
Нечистые на руку заказчики могут договориться со своим поставщиком, который устроит «таран» и сам избавиться от всех конкурентов. В этом случае фирма-дублер снижает цену до минимума, а добросовестные участники отказываются от дальнейшей борьбы, объясняет Алексей Ульянов.
«При анализе вторых частей заявок выясняется, что у фирмы-тарана нет соответствующих лицензий, разрешений, сертификатов, и вообще ошибки с почтовым адресом. Ее заявку отклоняют, а заточенная фирма становится победителем, ведь перед этим в ходе торгов она снизила цену аж на 0,5%. То, что торги проводятся до, а не после анализа вторых частей заявок, создает колоссальную почву для злоупотреблений», — говорит эксперт.
Более 90% выявленных ФАС сговоров на торгах связаны как раз с этой схемой. Ульянов говорит, что нужно не избирательно ловить нарушителей, а отсекать от торгов откровенных жуликов – фирмы-однодневки, компании, зарегистрированные в местах массовой регистрации, а также аукционных роботов и фирм-дублеров, действующих с одного IP-адреса.
Бывают случаи, когда демпинг используют сам по себе, без тарана. Поставщик снижает цену в 2-2,5 раза, получает заказ, но выполняет его спустя рукава, а заказчик «прикрывает» это.
Кто виноват?
Если поставщик считает, что правила закупки явно нарушают законодательство, то он может обратиться в ФАС и даже суд. Однако эксперты говорят, что проблема не только в недобросовестных заказчиках, но и сложившейся практике регулирования закупок.
Контрактная система, например, требует от заказчиков, в первую очередь, соблюдения формальных процедур, жестко карая за отступления от них. При этом гарантирует равный доступ к закупке любых претендентов, включая фирмы-однодневки и не обладающие необходимыми для работы ресурсами.
Поэтому даже у добросовестного заказчика, которому нужен результат, закономерно появляется желание любыми способами получить надежного, проверенного поставщика.
«Кого манит перспектива получить невнятного подрядчика, который сорвет сроки ввода школы в эксплуатацию? – говорит Кирилл Кузнецов. – А потом еще походов по судам ради истребования символических штрафов и пени, которые в распоряжение заказчика не попадут. Объяснения, что «не успели из-за подрядчика», «нет лекарств из-за поставщика» и прочие не устроят ни вышестоящие органы, ни правоохранительные, ни граждан, которых подвела власть».
По словам экспертов, такая формализацию правил и ужесточение ответственности для заказчиков не сильно помогает в борьбе за справедливость и эффективность регулируемых закупок.
Источник: Торг уместен.