converted_27157

Ясно кто – тот, кто устанавливает монопольно высокие цены на свою продукцию и, соответственно, получает баснословную прибыль. Страдает при этом потребитель. На защиту прав потребителя и встало государство, вынужденное прибегнуть к частичному регулированию цен, чтобы сдерживать растущие аппетиты алчных хозяев предприятий-монополистов. Как было иначе остановить безудержный рост цен на бензин, авиакеросин, апатитовый концентрат, продукты питания? Вот тут-то и раздался глас вопиющего. Как, в условиях рынка, да разве можно? Это же диктат, да еще с беспардонными угрозами. Усиление роли государства в отраслевом ценообразовании мешает модернизации экономики и формированию в России рынка, — поучает обиженный. Если государство ограничит доходы в одной отрасли ради поддержания другой, судьба долгосрочных частных инвестиций в проекты в России может стать непредсказуемой, разработанные бизнес-планы могут быть разрушены. «Узнаю. Узнаю брата Колю!» — сказал бы Остап Бендер. Конечно же, это «ФосАгро» прогнозирует абсолютно негативные последствия вмешательства государства в святая святых – ценообразование в отрасли.

Монополист, сосредоточив в своих руках в результате незаконных действий во время приватизации общенациональной собственности уникальные месторождения и производственные мощности, эксплуатирует их исключительно в своих корыстных целях. Вот уж где действительно диктат, так это на рынке апатитового концентрата. При этом монополист не ограничивается «беспардонными угрозами», он воплощает в жизнь самые изощренные методы выкручивания рук своим партнерам- потребителям апатитового концентрата. Тем, конечно, которые не входят в сферу его юрисдикции и не являются составной частью холдинга «ФосАгро», именующего себя вертикально интегрированной структурой, которая зиждется на фундаменте комбината «Апатит». Имея в пользовании 6 месторождений апатит-нефелиновых руд, эта структура абсолютно бездарно пользуется недрами. Производство апатитового концентрата падает. Если в конце 90-х годов производилось 9 млн. тонн апатитового концентрата, сейчас оно сократилось до 8,2 млн. тонн, через пару лет упадет до 7,5, а в дальнейшем – до 7 млн. тонн. Руководство холдинга мотивирует падение объемов ухудшением горно-геологических условий. Они и раньше непростыми, и всегда требовалось вкладывать средства в развитие рудно-сырьевой базы, чтобы поддерживать объемы производства апатитового концентрата на том уровне, который требовался для покрытия потребностей всех отечественных потребителей. Теперь об этом никто не думает. Главный двигатель – деньги. Извлечь максимальную прибыль при минимальных затратах легче всего при наличии дефицита. И апатитовый концентрат попадает в разряд дефицитных товаров. Становится легче манипулировать и потребителями, кому-то отказать в поставках, кому-то урезать объемы. И хотя всем производителям сложных удобрений нужно фосфорное сырье, не все готовы покупать его на любых условиях и по любой цене. Начинаются жалобы в ФАС, но вместо того, чтобы поставить монополиста на место, антимонопольная служба дает добро на биржевую торговлю апатитом. Продавать дефицит на бирже, да еще в отсутствие других продавцов – да об этом только мечтать можно! Сказочное везение принесло поистине волшебный результат. Цена на апатитовый концентрат выросла на бирже в 11 раз! Ай да ФАС, ай да защитник справедливой конкуренции на отечественном рынке! И вдруг обломилось…

Федеральная служба по финансовым рынкам приостановила биржевые торги сырьем для производства минеральных удобрений – хлористым калием и апатитовым концентратом. И хотя в отечественной отрасли по производству минудобрений хлористый калий производят две компании ОАО «Уралкалий» и ОАО «Сильвинит» и можно говорить хотя бы о какой-то конкурентной борьбе, ни одна из них не стала возражать протии решения ФСФР. В отличие от «ФосАгро», которая тут же заявила об ошибочности и непродуманности действий ФСФР. «Сложившийся на момент закрытия биржевой торговли сырьем консенсус, основанный на общем соглашении участников рынка о справедливости биржевой цены как индикатора рыночной стоимости товара, в настоящее время разрушен, и последствия этого шага сейчас трудно предсказать», — говорится в заявлении «ФосАгро».

Справедливость – категория относительная. То, что одним кажется справедливым, другим – совсем наоборот. Эйфория монополиста, получившего с благословения антимонопольной службы благоприятные условия для беспредельного повышения цены на свою продукцию, для потребителей вовсе не является индикатором ее рыночной стоимости. В устах представителей «ФосАгро» они циники, выторговывающие себе оптимально низкую цену на сырье. Давно ли сама компания «ФосАгро» выторговывала себе более низкую цену на хлористый калий для производства сложных удобрений? И тоже жаловалась в ФАС. Видимо, тогда и сумела выторговать для себя условия наибольшего благоприятствования в торговле через биржу.

У «ФосАгро» с ФАС вообще своеобразные отношения. В интервью, данном «Интерфаксу» руководителем Федеральной антимонопольной службы Игорем Артемьевым 29 августа, он говорит, что ФАС будет одной из тех структур, которая будет бороться с теми, кто создает искусственный дефицит на внутреннем рынке, потому что это подпадает под антимонопольное законодательство. Но почему-то в этом уважаемом ведомстве до сих пор никто не проанализировал причины появления дефицита на рынке апатитового концентрата, а мотивировка «ФосАгро» была просто принята на веру. По какой-то причине виновник искусственно созданного дефицита наказан не только не был, но и для него, монопольного производителя дефицитного товара, у антимонопольщиков было припасено совсем иное средство установления адекватных цен — биржевые торги. ФАС довольно долго держала оборону, не признавая ошибочности выданных «ФосАгро» рекомендаций по реализации дефицитного минерального сырья на бирже. «ФосАгро» — монополист, постоянно находящийся под нашим контролем, с которым есть проблемы, но после трехкратного возбуждения против них дел в прошлом году они приняли модель, которую мы им рекомендовали. У нас претензий к ним сейчас нет». Артемьев, пожалуй, впервые употребляет применительно к этому холдингу ключевое слово – МОНОПОЛИСТ. До сих пор ФАС не признавала его монопольного положения. А, как известно, к монополистам применяются совсем иные меры воздействия при игнорировании антимонопольного законодательства.

Глава ФАС чувствует, как меняется ситуация, какое пристальное внимание уделяется вопросу ценообразования премьер-министром, его заместителями, в том числе на рынке минеральных удобрений. В этом интервью он уже не говорит о рекомендациях антимонопольной службы торговать сырьем для производства удобрений на бирже. А чем же он озабочен в настоящее время?

«Сейчас нужно очень серьезно заниматься этой отраслью в смысле выстраивания долгосрочных договоров. И мы, конечно, будем настаивать на том, чтобы эти собственники, которые так любят за валюту все продавать в иностранные государства, заключили долгосрочные договоры с российскими сельхозпроизводителями и друг с другом по справедливым рыночным ценам. Что касается экспорта, мы вместе с ФНС будем следить, чтобы там не было схем типа «Мечела» и ухода от налогообложения». То-то у «Апатита», входящего в холдинг «ФосАгро», столько долгов по налогам прошлых лет, исчисляемых миллиардами рублей, что ФАС так рьяно контролирует его! И опять звучит словосочетание «справедливые цены».

«Политика такая, — раскрывает глава ФАС обновленную в свете последних веяний позицию своего ведомства, — выполни все внутренние контракты, не создавай дефицита на российском рынке, работай по долгосрочным контрактам, гарантируй инвестиции в развитие шахт, рост добычи, обеспечивай условия труда шахтеров и, пожалуйста, увеличивай экспорт за счет роста производства». За счет роста производства – да, но не вопреки его снижению, когда всем очевидно, что продукции не хватает для нужд отечественных потребителей.

«На этом рынке очень много лжи, которую распространяют целенаправленно. Некоторые компании ведут настоящую информационную войну — как против конкурентов, так и против ФАС. И это не «ФосАгро», — уверенно заявляет Игорь Юрьевич.

Интересно, господин Артемьев экстрасенс, или просто доверчивый человек, на слово поверивший менеджерам холдинга «ФосАгро», так что любо-дорого посмотреть, как он стоит на защите его интересов. В любом случае, у войны две стороны – одна нападает, другая отбивается, но тем же оружием. И еще неизвестно, чей арсенал помощнее. Владелец «ФосАгро» — «Апатита», сенатор Гурьев слывет сильнейшим лоббистом в российской политической и бизнес элите. Одними деньгами такой рейтинг не заработаешь. Тут нужен немалый информационный ресурс и связи в определенных кругах и на самом верху. Конечно, и для этого нужны деньги. Но, как говорится, все схвачено и проплачено. Он же прилежный ученик самого Михаила Ходорковского, некогда самого богатого и влиятельного олигарха, возмечтавшего встать у кормила власти. Конечно, Гурьев птица не того полета. Как говорят в народе, труба пониже и дым пожиже. Однако он хорошо усвоил, с кем дружить и против кого. А главное, как цементировать дружеские связи. Если и придется падать, то всем вместе. Такой смоляной бычок получается, кто ни коснется, тот прилипнет, а отлипнуть уже невозможно. Вот когда нужно помнить о сенаторской неприкосновенности. Лучше его и вправду не касаться. Чтобы не бояться потом государственного вмешательства…

Источник: Компромат