В мае 2014 года идентификационная миссия Всемирного банка в составе ведущего экономиста Альваро Гонcалеса и консультантов Лоуренса Кея и Татьяны Пономаревой провела ряд встреч с представителями федеральных органов власти, а также посетила ряд российских регионов, на которых обсуждались механизмы развития конкуренции в субъектах Российской Федерации. В частности, речь шла о внедрении регионального Стандарта развития конкуренции, разработанного в рамках «дорожной карты» «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики».
«Мы перевели этот документ на английский язык, и мне было очень приятно его читать, потому что можно было бы написать Стандарт на 350 страницах, но вы сумели изложить все просто, лаконично и очень сфокусировано. Я могу сказать, что это настоящее достижение, я могу сказать об этом, как об успешном примере. Аналогично той инициативе, которую вы сейчас описали, это — то, что было проведено в Австралии в 1997 году. Похожая работа проводилась по упорядочению отношений между центром и регионами… Вы упоминаете здесь инструментарий ОЭСР, он практически основан на том опыте, который получила Австралия», — сообщил ведущий экономист Всемирного банка Альваро Гонcалес.
По итогам экспертизы, проведенной представителями Всемирного банка, в Агентство стратегических инициатив поступили комментарии по ряду аспектов, способных повысить эффективность и расширить сферу применения Стандарта. Так, например: «Некоторые из источников данных, указанных в пункте 2 требования 5 (например, касающиеся удовлетворенности потребителей), можно сравнивать в динамике и между регионами. Для того чтобы Стандарт мог стать для субъектов Российской Федерации более четким руководством, в нем можно указать, следует ли при сборе необходимой статистики учитывать один или оба из этих аспектов. Это сделает данные в большей степени сопоставимыми, хотя любые межрегиональные сравнения потребуют координации, стандартизации и, потенциально, некоторой централизации», — говорится в материалах Всемирного банка.
Данное предложение уже учтено представителями рабочей группы Агентства стратегических инициатив по развитию конкуренции и зафиксировано в пункте 2 поручения Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Игоря Шувалова от 2 апреля 2014 года N ИШ-П13-2189.
До конца 2014 года пилотная апробация Стандарта развития конкуренции должна завершиться в 5 регионах России: в Хабаровском крае, Нижегородской области, Санкт-Петербурге, Республике Татарстан, Ульяновской и Волгоградской областях. Работа по этому направлению будет продолжаться. При окончательной корректировке Стандарта комментарии Всемирного банка планируется дополнить предложениями от самих пилотных регионов, после чего, начиная с 2015 года его полномасштабное внедрение будет запущено на всей территории Российской Федерации. Эксперты Всемирного банка также считают, что при выполнении требований Стандарта развития конкуренции можно предусмотреть более широкое использование инструментария ОЭСР.
На данный момент инструментарий ОЭСР упоминается в требовании 3 Стандарта, которое касается утверждения перечня приоритетных рынков для содействия развитию конкуренции. Однако сила инструментария состоит в том, что он позволяет выявлять препятствия для конкуренции, а не рынки как таковые. Поэтому, по мнению экспертов Всемирного банка, логичнее его использовать в пункте 4б требования «Устранение избыточного государственного регулирования и снижение административных барьеров».
«Предполагаемое использование инструментария ОЭСР для оценки воздействия на конкуренцию – это один из самых сильных аспектов Стандарта, при этом надлежащее применение этого инструментария будет также зависеть от наличия достаточного времени и институционального потенциала. ОЭСР недавно завершила оценку состояния конкуренции в Греции, начавшуюся в 2009 году. В лучшем случае аналогичный объем работы можно выполнить за два года. Частичное применение инструментария ОЭСР тоже может быть полезным, и миссия готова обсудить, как это можно сделать. В этом контексте немаловажно, что у Всемирного банка хорошие рабочие взаимоотношения с ОЭСР. Один из вариантов состоит в том, чтобы сосредоточиться на первой части контрольного списка вопросов инструментария, касающейся ограничения количества или круга поставщиков на рынке. Такая работа может занять около трех месяцев», — отметил Альваро Гонcалес.
«Мне кажется, что задача миссии — не изучить глубоко регионы России, а отнестись к инструменту, который предлагается применять ко всем регионам, и ответить, насколько он релевантен с точки зрения реальной диагностики качества инвестклимата. И тогда это внедрение будет более полноценным.
Я довольно долго работал и продолжаю работать с регионами. И очень часто люди не понимали, что такое инвестиционный климат, как нечто данное свыше. А, на самом деле, задача и Правительства, и предпринимательских объединений с учетом международного опыта объяснить, что это — рутина, что есть счетный набор показателей, действий, монотонно выполняя которые, можно реально повлиять на ситуацию», — заявил руководитель рабочей группы Агентства стратегических инициатив «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», ректор Московской школы управления СКОЛКОВО Андрей Шаронов. Следующая идентификационная миссия запланирована Всемирным банком на сентябрь 2014 года.
Источник: АСИ