В следующем году число крупнейших заказчиков у малого и среднего бизнеса вырастет более чем втрое: с 400 до 1,5 тысяч компаний. В полтора раза увеличится и обязательная квота прямых закупок у некрупных компаний (с 10 до 15%). Ожидается, что примерно настолько же расширится и объем этих закупок, с 2 трлн рублей в 2017 году до 3 трлн рублей в 2018 году. Смогут ли новые квоты решить проблемы малого бизнеса?
«Рост доли закупок у малого бизнеса – положительная тенденция. Однако власти отказались от идеи учитывать только те МСП, которые являются непосредственными поставщиками / производителями товаров. В результате квота может быть выполнена за счет посредников, поставляющий продукцию из Китая», – обращает внимание директор Института повышения конкурентоспособности Алексей Ульянов. «Специально под эту программу долю в капитале малого бизнеса, которую может иметь крупная компания, повысили с 25% до 50%. В результате малый поставщик вполне может оказаться аффилированным с самой госкомпанией и ее менеджментом», – отмечает он.
Поставив госкомпаниям задачу, власти устранились от проблем, тормозящих развитие производственного малого бизнеса, таких как зачет НДС (если компания работает на специальном налоговом режиме), говорит Ульянов. Кроме того, по его словам, привлечение малого бизнеса в качестве субподрядчика зачастую оборачивается дополнительными налоговыми проверками компаний.
По данным Корпорации развития малого и среднего предпринимательства (МСП) на начало ноября, объем закупок у субъектов МСП составил 1,7 трлн руб. (в 2016 году – 1,5 трлн руб.). В корпорации прогнозируют, что по итогам года показатель достигнет 2 трлн руб. Федеральная антимонопольная служба призывает наращивать долю прямых закупок – в ведомстве считают, что нормы субподряда менее эффективны. С ноября 2015 года по 223-ФЗ компании с госучастием обязаны закупать у малого бизнеса напрямую 10% всей приобретаемой продукции и услуг, а с учетом непрямых поставок квота составляет 18%.
Тем не менее, одной из главных проблем малых предпринимателей при работе с заказами госкомпаний по-прежнему остается задержка оплаты. Заказчики не укладываются в 30-дневный срок, установленный правительством. Объем несвоевременной оплаты по изученным договорам за январь-сентябрь составил 51 млрд руб., или 13,7% их объема (в пересчете на весь объем закупок это 270 млрд руб. просрочки за год), рассказал на конференции о будущем участия малого и среднего бизнеса в закупках крупнейших заказчиков Исполнительный директор «Интерфакса» Владимир Герасимов. Лидируют по объему просрочки такие заказчики как «Башнефть» и закупочное подразделение РЖД.
«Проблем у взаимодействия малого бизнеса и крупных заказчиков достаточно много, и, конечно же, решить их не так просто. Хорошо, что Корпорация МСП отступила от полностью унифицированных решений сразу для всех заказчиков, начала работу с крупнейшими из них и практически в персонализированном режиме выстроила требуемый контроль, а уже затем взялась за следующих», – считает руководитель аналитического центра «Интерфакс-ProЗакупки» Георгий Сухадольский.
В плане количественных показателей Корпорация МСП добилась грандиозных показателей: 2 трлн руб. – это очень большая сумма в масштабах российской экономики, а при сохранении существующих мер поддержки вполне достижимы и 3 трлн руб., говорит начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center Дмитрий Казанцев. Но если говорить о качественных показателях, то все не так радужно. «Насколько широк круг субъектов МСП, получивших госконтракты и контракты госкомпаний? Сколько малых и средних предприятий получают такие контракты на постоянной основе? Увеличилось ли за прошедшие два года количество малых и средних предприятий в России, число рабочих мест и зарплата сотрудников?» – перечисляет он. По его словам, без ответа на эти вопросы картина будет неполной.
Кроме того, сам по себе доступ к госзакупкам не является специфической проблемой именно малого бизнеса, а для малого бизнеса эта проблема не является единственной, добавляет Казанцев. Кроме озвученных цифр просрочек по платежам стоит обратить внимание на расходы малого и среднего бизнеса по ведению коммерческой деятельности (громоздкая и дорогая отчетность, доступ к коммерческой недвижимости, доступность кредитования), указывает Казанцев. По его словам, для действительно эффективной поддержки МСП эти проблемы нужно решать вместе с вопросом о доступе к госзакупкам.
Источник: TORG94.