С 1 января 2018 года почти 200 российских банков могут лишиться права предоставлять банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов при госзакупках (закон «О контрактной системе»), считает уполномоченный по защите прав предпринимателей в Москве Михаил Вышегородцев. Об этом он заявил на заседании комитета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию системы закупок. Чтобы этого избежать, он предложил увеличить переходный период до начала 2019 года.
Для контрактной системы ситуация осложняется тем, что банковская гарантия применяется в большинстве закупок либо в качестве обеспечения заявки, либо в качестве обеспечения контракта. «Банковская гарантия – практически единственный способ обеспечения, особенно для представителей малого и среднего бизнеса и реального сектора экономики. Второй способ — внесение денежных средств в размере до 30% контракта — для МСП и реального сектора это обременительно, превращает участие в госзакупках в бессмысленный и невыгодный процесс», — говорит директор института повышения конкурентоспособности Алексей Ульянов.
Речь идет о проекте постановления правительства, определяющего условия, при которых банк может заниматься предоставлением банковских гарантий при госзакупках, который подготовили в Минфине. Основное нововведение предполагает, что выдавать банковские гарантии смогут только банки с кредитным рейтингом не ниже «BBB-(RU)» или «ruBBB», выставленным одним из двух российских рейтинговых агентств. «Проблема в том, что большинство российских банков прежде не работали с российскими рейтинговыми агентствами — получали кредитные рейтинги у международных агентств. Теперь же, обратившись в российские агентства, они не смогут сразу получить соответствующий кредитный рейтинг — они получат вначале самый низкий, который быстро, но не сразу, будет подниматься», — опасается Вышегородцев.
По его прогнозу, к январю такой рейтинг от российских агентств не успеют получить 190 банков. Сейчас с банковскими гарантиями при госзакупках работают 272 банка, а необходимые рейтинги от российских агентств имеют только 82.
Необходимо смягчить переходный период и перенести срок вступления в силу требований к банкам, из-за которых те не смогут заниматься предоставлением гарантий, на январь 2019 года, считает московский бизнес-омбудсмен. Он уже направил соответствующее обращение в Минфин, Центробанк и Минэкономразвития.
«Обеспечение в виде банковской гарантии теряет свой смысл, если банк не платежеспособен. Поэтому власти решили ввести этот порог в виде отечественных рейтингов, которые дают достаточно объективную картину. Необходимый рейтинг есть у очень ограниченного числа кредитных организаций, и таким образом будут отфильтровывать банки. Это действительно серьезное событие для рынка», — рассказал Т94 юрист из банковского сектора Сергей Завьялов.
По его словам, банковские гарантии составляют большой процент банковского бизнеса, это комиссионное вознаграждение и получение прибыли, и если большая часть рынка останется вне этого «куска пирога», то, возможно, многие банки уйдут с рынка. «Почти не осталось надежных клиентов, которым можно выдать кредит. Все идет к тому, что на рынке останется всего несколько десятков банков», — прогнозирует он.
«Радикальное ограничение круга банков, выдающих такие гарантии, способно создать дополнительные проблемы для поставщиков и возложить на них дополнительную финансовую нагрузку, которая в свою очередь может привезти к увеличению цен госконтрактов. Уже по этой причине это предложение заслуживает самого внимательного изучения со стороны государственных органов», — рассказал Т94 начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center Дмитрий Казанцев.
Это крайне усложнит условия работы и очень сильно ударит по конкуренции, это будет катастрофа, уверен член президиума «Опоры России» Николай Дунаев. Например, в Иваново есть Кранбанк – он номер один в регионе. С ним работает предприятие по ремонту кранов «Ивановец». Там их хорошо знают. И тут банк не попадает в список. Куда идти? На лицо усложнение условий работы компаний», — указывает он. Небольшие банки специализируются именно на предоставлении гарантий для МСП, а крупным банкам мелкие поставщики малоинтересны, согласен Ульянов.
Эта ситуация возвращает нас к общему вопросу о внезапности изменений нормативного регулирования в сфере закупок, говорит Казанцев. «Сами новые требования к банкам, которые должны вступить в силу с 1 января 2018 года, анонсированы уже давно, но до сих пор не утверждены, хотя до момента начала работы по новым правилам остаётся не больше двух месяцев. В подобных ситуациях переходный период не просто желателен, но и по-настоящему необходим. Это касается не только банков, но и заказчиков, и поставщиков, которых затрагивают изменения законодательства», — считает он.
Источник: TORG94.